Забайкальский край на всю страну славится специфическим менталитетом местных жителей: согласно официальному рейтингу преступности российских регионов, криминальнее только 4 региона Сибири и Дальнего Востока (Еврейская автономная область, Бурятия, Алтай, Амурская область).
Как пояснил мне один местный житель, "на востоке, в Нерчинске у нас все блатные, распальцованные, а на западе, в Хилке и Петровске - просто дурачки больные на голову".
А краевая столица Чита расположена как раз посередине, и по идее там должны встречаться и те и другие.
И в мой прошлый приезд в этот славный город, который состоялся в далёком 2012 году, так примерно и было: какой-то тип, докопавшийся до меня из-за того, что я в магазине его в дверь не пропустил, обратился ко мне с длинным монологом, из которого я понял едва ли половину, всё остальное составляла отборная феня.
В 2022 году ничего такого заметно не было, хотя лица некоторых прохожих в плохих районах (например, между железнодорожной станцией Чита I и парком Победы) внушали определённые опасения, а иногда даже вызывали оторопь.
Вообще, мне бросилась в глаза эта особенность забайкальских городов: вид людей сильно различается по районам и кварталам, даже в небольших населённых пунктах.
Но в целом Чита - довольно приятный город, по крайней мере если не забираться в южные районы.
После таёжной глуши Колымы и Якутии забайкальская столица выглядит как начало "материка": почти на всех улицах асфальт, в центре везде есть тротуары, немало парков и благоустроенных дворов, ходит троллейбус, в конце концов!
Тут есть историческая застройка, кое-где даже образующая цельные куски, есть несколько музеев, в том числе музей Декабристов.
Есть детская железная дорога.
Всё же Чита - это исторически железнодорожный центр всего Забайкалья.
Есть пара крупных парков - пусть и не всегда они ухожены в достаточной степени.
Самая крупная из зелёных зон Читы - это парк Победы.
Ещё город с трёх сторон окружён сосновым лесом, и на окраины Читы почти со всех сторон проникают сосны, они растут даже в самых непрезентабельных дворах, своим смолистым запахом улучшая атмосферу.
Да, Чита совсем не так грязна, как когда-то показал Варламов: такую помойку можно найти разве что в бедных, почти трущобных районах вдоль реки Читинки.
А после Якутска Чита вообще кажется чистой как операционная, только воздух немного подкачал.
В Забайкалье, как и почти везде между восточносибирским Красноярском и дальневосточным Благовещенском, топят углём, и если летом об этом напоминает только дым местной электростанции, то зимой над городом стоит настоящая пелена угольного дыма, который идёт как из множества котельных, так и из сотен труб в частных домах, а малоэтажной застройки в Чите много, почти как в каком-нибудь южном городе.
Город расположен в долине реки Читинка и немного в долине Ингоды, в которую Читинка впадает, и в основной части города долины эти нешироки.
Так что ровного места хватает только на самый-самый центр и ещё на плохие районы вдоль реки, а северные и южные окраины карабкаются по склонам вверх.
Северная читинская периферия - пожалуй, самое приятное место в городе: тут особенно много сосен, тут городской дацан (буддистский монастырь), а городской смог в основном остаётся ниже.
А вот на западе ландшафт несколько меняется: долина Ингоды расширяется до настоящей котловины, значительную часть которой занимает местное озеро Кенон (всё время тянет невзначай назвать его "Кэноном").
Из этого озера нет стока ни в Читинку, ни в Ингоду, но оно всё равно почему-то пресное, и довольно чистое.
Хотя к его берегам выходят разные городские районы, в том числе малоэтажные, которые традиционно любят нелегально сбрасывать свои стоки даже в ближайшую канаву, и ещё городская электростанция (ГРЭС) стоит прямо на берегу этого главного читинского водоема.