Мир настольно-ролевых игр бесконечно многообразен. Вхождение в него открывает множество дорог к самым разным приключениям, однако прежде чем отправиться по ним возникает вопрос: «А во что же сыграть?».
Играя в обычные настольные игры зачастую (по крайней мере у меня) такого вопроса не возникает, но вот с НРИ ситуация немного иная.
Впервые данный вопрос возник у меня, когда несколько лет назад я только начал познавать для себя этот мир. Тогда, увидев стрим по Dungeons&Dragons, а до этого то, как в неё играют герои сериала «Теория большого взрыва», я не знал, что это именно за игра, какие в ней правила и что в принципе собой представляют НРИ. Сейчас же, проведя сотни часов за самыми разными партиями, ответ всегда есть в моей голове.
НРИ – те же настольные игры со своими правилами. Исключением является то, что вы – игроки, примеряете на себя роли ваших персонажей, принимающих участие в том или ином приключении. На время игры вы становитесь ими и в эти несколько часов проживаете события их жизней, бесчувственно ведомые вашим мастером (он же ведущий, он же Game Master (GM), он же Dungeon Master (DM)).
Порога вхождения в НРИ как такового нет, ибо всё, что вам нужно – набор кубов, требующийся в определённой игре (и не обязательно физический), и ваше желание поиграть, ибо все правила, так или иначе, можно познать по ходу. Однако с ними лучше ознакомиться до начала самой игры.
Так вот, во что же сыграть?
Как уже говорилось выше, существует множество различных систем. Все перечислить невозможно, ибо за практически 50 лет существования НРИ их накопилось очень большое количество. Поэтому пройдёмся по наиболее распространенным.
В первую очередь стоит задать вопрос, а что ты сам и твои товарищи хотят от игры?
Если вам хочется отыграть практически любой сеттинг, и при этом вас не страшит излишнее количество циферок, то, что же, ваш выбор – GURPS (Generic Universal RolePlaying System).
Обычно данной системой пугают новичков из-за обширности правил, описывающих самые разные сеттинги, однако если взглянуть на неё под другим углом, то, как и многие другие, GURPS не является сложной системой. Чтобы сыграть вам нужно лишь вытащить n-ное количество своих друзей (от одного до пяти, можно и больше, но ведущему тогда будет не слишком комфортно), а также взять три шестигранных куба, лист персонажа и лист бумаги с ручкой или карадашом (так или иначе, не обязательно всё это должно быть в физическом виде).
GURPS – модульная система, поэтому под свои приключения можно убирать какие-то части правил или подстраивать под них определенные механики, не боясь при этом испортить баланс.
Ещё одним плюсом данной системы является то, что GURPS имеет множество дополнений, позволяющих сыграть самые разные сеттинги и воплотить самые разные идеи.
Конечно, можно ограничиться и базовой книгой, но по мере игры, вероятно, вам захочется где-то упростить, а где-то и усложнить правила, поэтому с некоторыми дополнениями также можно ознакомиться.
Если же вы любите циферки, но вас пугают столь обширные правила, то для вас есть иная универсальная система – Genesys.
В отличие от остальных систем, в ней используется особый набор кубов, определяющий успех или провал проверки, а также дополняющий его различными элементами. На этих кубах изображены символы, обозначающие соответствующий эффект от испытания. Их легко могут заменить d6, d8, d10 и d12, но для этого следует посмотреть в правилах, что означает каждая грань.
Данная система, как и GURPS, позволяет отыграть практически любой сеттинг. Правила, к примеру, приводят шесть различных миров, начиная от фэнтези и заканчивая фантастикой и космооперой, однако они совершенно не ограничивают вас, как игроков, и вы вольны творить собственную историю в совершенно уникальных декорациях.
Продолжая тему циферок, перейдём к системам чуть более привязанным к конкретным сеттингам. Самый популярный из них, как не трудно догадаться, фэнтези. На том же ютубе можно найти сотни часов кампаний, идущих в различных фэнтезийных мирах, и большая часть из них проходит в Dungeons&Dragons 5-ой редакции с теми или иными изменениями.
Что говорить об этой системе? Она наиболее распространена в НРИ-кругах, является самой известной и популярной, а также, при всей моей нелюбви к ней (в основном из-за некоторой ограниченности и излишней пошаговости), я считаю, что она наиболее подходит новичкам для ознакомления с миром ролевых игр.
Правила в данной системе довольно просты, существует множество их адаптаций и сеттингов, погружающих игроков в совершенно новые реалии (D20 Modern, Spelljammer), а также большое количество отдельных «хоумбрю», дополняющих или изменяющих привычный вид «Подземелий и драконов» под нужды игроков. Основана данная система, как можно понять, на бросках двадцатигранной кости.
В заключение, говоря о D&D 5e, хочется сказать, что, если вы только начинаете свой путь в мире НРИ, то вам непременно стоит поиграть в данную игру.
Продолжая тему фэнтези, не могу не упомянуть предыдущие редакции D&D, а именно D&D 3.5 и D&D 4e.
Редакцию 3.5, к счастью или сожалению, я так и не опробовал, однако провёл несколько партий по родившемуся из неё «Pathfinder».
Если описывать данную систему кратко (более подробно о ней будет сказано в отдельной статье), то это та же D&D, но с определёнными улучшениями и усложнениями, а также большим разнообразием в рамках сеттинга. На мой взгляд, является одной из лучших НРИ в принципе.
С четвёртой редакцией «Подземелий и драконов» стоит ознакамливаться по собственному желанию. Она не настолько популярна, как 3.5 и 5е, да и мнения на её счёт достаточно рознятся среди людей. Для меня данная система слишком близка к варгейму, поэтому подойдёт она, скорее, любителям боёвки, более приближенной к компьютерным играм.
От более классического фэнтези перейдём к городскому. «Мир тьмы» и «Хроники тьмы», они же «World of darkness» старый и новый представляют собой группу систем, объединённых общим мрачным сеттингом тёмного городского фэнтези (однако это не мешает вам провести в данной игре что-то совершенно иное по настроению).
«Мир тьмы» позволяют вам сыграть за вампиров, оборотней, магов, демонов в знакомых нам приземленных реалиях. Система также не обладает сложными правилами и проста к восприятию. Идеально подходит для проведения неспешных игр, например, детективов. Основана на десятигранном кубе.
К «Миру тьмы» относятся следующие системы: «Vampire: The masquerade, Werewolf: The apocalypse, Mage: The ascension, Demon: The fallen, Changeling: The Dreaming и другие.
Далее «Savage worlds» или же «Дневник авантюриста». Мной данная система пока полноценно не опробована, однако могу сказать, что ДА – невероятно гибкая система, позволяющая раскрывать истории в самых разных масштабах, а также наиболее поддерживаемая в российском сегменте НРИ-сообщества. К ней прилагается множество жанровых и сеттинговых дополнений. Основана на броске двух кубов на проверку навыка или параметра (d4, d6, d8, d10, d12)
Если вы хотите поиграть в хороший хоррор, то вам, как мне кажется, идеально подойдёт «Call of Cthulhu». Основой данной системы является страх. Страх перед неизведанным, страх перед смертью, страх перед разрушением всего мира. Именно он подталкивает Исследователей двигаться дальше, невзирая на опасности.
Основой механики являются правила Basic Roleplaying System - бесклассовая механика, основанная на навыках, развивающихся по мере применения их персонажами, но для Call of Cthulhu её летальность была несколько увеличена. Также был добавлен параметр Рассудка, обозначающий разумность и психическое состояние Исследователя.
Подобной d100 механики придерживаются и Unknown Armies – система, отлично подходящая под игры про заговоры, безумие, оккультизм и тому подобное. Лично я могу сравнить её сеттинг в некотором роде с Метрономиконом, однако Неизвестные Армии практически неограничены только этим сеттингом. При желании благодаря тем правилам, что даёт система, в ней можно провести партии в довольно разнообразных жанрах.
Однако в этой системе правила уже действительно можно назвать непростыми, поэтому советую познакомиться с ней уже после того, как опробовали что-то ещё.
Заканчивая с механикой BRP, считаю нужным упомянуть Runequest. Данная игра также основана на d100, и позволяет провести фэнтези самых различных оттенков. Имеет множество дополнений, а также предоставляет вам механики для подробной проработки персонажа и гипер-детализированных боевых сцен.
Если же вы хотите сыграть в игру, что уведёт вас прямиком в кибернетическое будущее, то на ум приходят три системы: Shadowrun, Cyberpunk 2020 и Cyberpunk RED.
Shadowrun - игра в жанре «science fantasy», действие которой происходит в вымышленной вселенной ближайшего будущего, в рамках где сосуществуют кибернетика, магия и фантастические существа. Она сочетает в себе жанры киберпанка, городского фэнтези и криминальных историй, со случайными элементами ужасов, детективной фантастики и теорий заговора. Основная механика системы: d6. Правила достаточно просты, однако при первом прочтении могут вызвать некоторое непонимание, ведь система с одной стороны не ставит перед тобой никаких рамок, однако загоняет тебя в них.
Мир Shadowrun является кросс-жанровым и включает в себя элементы киберпанка и городского фэнтези. В отличие от чистого киберпанка, в мире Shadowrun магия существует и «работает» с 2011 года. Среди прочего, это раскололо человечество на подтипы, также известные как метатипы/металюди. Некоторые из этих метатипов принимают форму обычных рас, известных в фэнтези. Точно так же некоторые животные превратились в знакомых монстров из мифов и фэнтези. Ко второй половине 21-го века, во время игры, эти события стали обычным явлением. Человек, машина и магия существуют в мире, где удивительное является одним из самых распространенных, а технологии вошли в каждый аспект человеческой (и мета-человеческой) жизни.
Cyberpunk 2020 - это та самая игра, в которой «киберпанк» — не столько название жанра, сколько описание самих персонажей.
Дерзкие, стильные, нарушающие все возможные правила, борцы с корпорациями занимаются самыми разными задачами: крадут прототипы разработок, спасают похищенных учёных, сами похищают данные, да и просто разносят изнутри целые небоскрёбы.
Для игры используется лишь одна десятигранная кость (d10) и несколько шестигранных (d6). Десятигранник требуется для выполнения всех игровых действий, а шестигранники — для нанесения урона. Исключение здесь составляет только использование самого мощного вооружения вроде взрывчатки или огнемётов — они используют d10 и для урона.
Cyberpunk RED – обновленная редакция CP2020. К сожалению, мной она пока не опробована, но в целом могу сказать о ней, что это вполне оптимизированная и улучшенная система по сравнению со старой версией. Все её недостающие части легко встраиваются, точно также как и приключения со старых редакций легко переносятся на новую.
Это была подборка из наиболее распространенных систем на мой взгляд. Разумеется, помимо них есть и огромное количество других, о которых речь пойдёт в следующий раз. Тем не менее, не стесняйтесь искать сами и тогда непременно найдёте именно ту игру, что придётся вам по душе.
Продолжение следует…