Данная статья относится к Категории 💤 Эффекты ослабления творческой деятельности
«В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров.»
Василий Осипович Ключевский
«…забота об обеспечении условий для наиболее плодотворной, результативной деятельности ученых всех рангов и специальностей, наиболее эффективное использование каждого человека, работающего на любом участке науки, является кардинальной задачей научного руководства процессом развития советской науки в целом.
Известно, что исследовательская работа во всех отраслях науки состоит из весьма различных процессов: получения в результате экспериментов и наблюдений, а также сбора в предшествующей информации данных (фактов, материалов исследований, концепций и др.); разностороннего анализа их; выработки новых научных обобщений и выводов; апробации их на практике или в научном обиходе; целесообразного оформления полученных научных результатов; обеспечения взаимоинформации о ходе и результатах разработки; решения проблем координации и организации работ и т. д. Эти процессы отнюдь не равноценны по трудоемкости и наличию действительно творческих задач. Подсчитано, например, что отношение (по времени) творческой части работы к нетворческой составляет величину порядка 1 :6 — 1 : 9 в различных отраслях науки и научных направлениях. Наиболее неблагоприятным это соотношение является в гуманитарных науках [Устинов В.А. Некоторые вопросы применения электронной математической машины в исторической науке : диссертация кн. ист. наук. Новосибирск, 1962].
Один из основных путей повышения производительности труда вообще, в том числе в научно-исследовательской работе, это функциональное разделение труда и оснащение все более значительной части научных процессов соответствующими средствами механизации.
В связи с указанным находится и то обстоятельство, что в послевоенные годы наиболее быстрыми темпами по сравнению с другими отрядами людей науки возрастает численность математиков, инженеров и высококвалифицированных техников-лаборантов, обслуживающих непосредственно мощные технические средства современной науки, ее развитую экспериментальную базу.
Справедливо считается, что показатель степени функционального разделения труда в науке соотношение численности основных научных работников и научно-технического, вспомогательного персонала косвенно характеризует собой оснащенность труда ученых материальными средствами эксперимента, то есть тем самым, в конечном счете степень эффективности использования основных научных работников, занятых в исследовательском процессе.
В целом в современной науке, в том числе и в советской науке, это соотношение составляет величину порядка 1 : 4. Оно весьма неравномерно среди различных групп наук, и это, конечно, связано со спецификой их научного процесса. Наиболее велико оно в прикладных науках (технические, сельскохозяйственные, медицинские), затем идет группа естественнонаучных дисциплин и, наконец, этот ряд замыкают общественные науки.
Конкретней эту картину можно показать на примере исторически сложившейся структуры кадров Академии наук Украинской республики. В довоенные (1934-1941) и в первые послевоенные годы (1945-1947) рассматриваемое соотношение колебалось по АН УССР в целом в пределах 1 : 0,52 — 1 : 0,77. В послевоенный период в связи с общими революционными изменениями в современной науке в АН УССР получил ускоренное развитие ряд новых отраслей, и почти все представленные в ней научные направления существенно повысили техническую вооруженность труда ученых. Отражением этого прогрессивного и закономерного процесса явилось то, что в целом по Академии наук УССР соотношение численности научных и вспомогательных работников поднялось до 1 : 2, а по учреждениям физико-технического профиля — даже до 1 : 3,3. Это несомненно отрадное явление, непосредственно связанное с ростом эффективности использования основных научных кадров.
Подобного обстоятельства нельзя отметить, однако, в отношении учреждений общественных наук АН УССР. Здесь за тот же период рассматриваемый показатель составлял величину порядка 1 : 0,5 и немногим отличается сейчас от уровня довоенных лет, когда он составлял 1 : 0,43. Положение усугубляется еще и тем, что в действительности большая часть и без того незначительного количества вспомогательных работников выключена из непосредственного научного процесса и работает в машбюро, библиотеках и канцеляриях институтов, что обусловлено сложившейся системой этих учреждений и общим низким уровнем технического оснащения научного процесса. [...] Конечно же, специфика научного процесса в общественных науках должна как-то сказываться на этом показателе, однако существующий большой разрыв нельзя считать нормальным. Подобное положение вызвано тем, что в учреждениях общественных наук, как правило, большинство даже логически малоемких, не требующих высокой специальной квалификации операций научного процесса выполняется индивидуально сотрудниками с учеными степенями кандидатов и докторов наук. К этому следует добавить, что результаты проведенного таким образом поиска (например, архивных материалов) являются обычно своего рода «личным достоянием» исследователя. Другому ученому приходится заново, так же «вручную» и в полном объеме, выполнять малопроизводительную обработку тех же объектов научной информации. При этом многие важные источники ввиду большой трудоемкости их обработки остаются неиспользованными.»
Добров Г.М. Наука о науке: Введение в общее наукознание — Киев: Наукова думка, 1966. — 271 с. — с. 100-102.
Пример прислал и оформил Трушинский Анатолий Игоревич.
Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.
Обратный эффект — недостаток творцов при избытке вспомогательного персонала — описывает М.А. Лаврентьев: см. Проблемы организации фундаментальных исследований в академических институтах по М.А. Лаврентьеву
Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
- Нарушение системности научного знания ведёт к лженауке по оценке Л.С. Клейна
+ Плейлист VIKENT.RU из 11-ти видео:
КОЛЛЕКТИВЫ ТВОРЧЕСКИЕ / КРЕАТИВНЫЕ
Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом
+ Ваши дополнительные возможности:
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Изображения в статье
- Изображение от vectorjuice на Freepik
- Изображение от vectorjuice на Freepik
- Изображение от macrovector на Freepik
#vikent_ru #учёные #науковедение #Humanities #SocialSciences #социологиянауки #десятилетиенауки #citizenscience #кооперация #ФСА #креативныеиндустрии