6,6K подписчиков

Рынок общедоступного искусства по М.К. Кантору

Данная статья относится к Категории 💤 Эффекты ослабления творческой деятельности

1. Макси́м Ка́рлович Ка́нтор — российский художник, писатель, историк искусства, эссеист & Image by rawpixel.com on Freepik
1. Макси́м Ка́рлович Ка́нтор — российский художник, писатель, историк искусства, эссеист & Image by rawpixel.com on Freepik

«Рынок искусства возник недавно.

Возрождение знало заказ, но рынка не было. До семнадцатого века не существовало так называемого вторичного рынка - говорить об обороте произведений искусства было невозможно. Сравнительная стоимость выявлялась при обмене и вторичной продаже - а ни то, ни другое не практиковали. Никто не пытался перепродать Сикстинскую капеллу, картины Андреа Мантеньи не были меновым эквивалентом, Карл Пятый не обменивал свой портрет кисти Тициана на пейзаж Рубенса. Большинство произведений создавали для храмов и дворцов - продать их можно было лишь со стенами вместе, но это никому не приходило в голову. Великий скульптор Донателло с горечью констатировал, что величие искусства остаётся в прошлом: частный заказчик никогда не сравнится величием души с храмом. Появление такого клиента означало возникновение менового рынка и, тем самым, стандартизацию вкусов. Произведение должно быть таким, чтобы его захотел и другой клиент, и чем больше желающих, тем лучше. Иначе говоря, оно должно обладать некоей общественной душой, отвечать общественному сознанию. Показательна судьба Рембрандта, который в молодости удовлетворял вкусу голландских буржуа, а достигнув величия, перестал - стал слишком сложен для существования на вторичном рынке.

Рынок голландской живописи семнадцатого века есть прообраз рынка сегодняшнего: сотни художников обрели тысячи заказчиков потому, что поняли (отчасти и спроектировали) общественное сознание.

Бюргеры захотели увидеть себя запечатленными на полотнах - подобно тому, как прежде рисовали героев и королей. Тщеславие зрителей было утешено тем, что неказистый ландшафт, пошловатый достаток, вульгарный быт увековечены на правах мифологических сюжетов. Не античные герои, да и не стремимся - а ведь как хорошо живем, уютно, достойно.

2. Photo by Ellen Tanner on Unsplash
2. Photo by Ellen Tanner on Unsplash

Сегодня, покупая «актуально-радикально-мейнстримную» инсталляцию, обыватель тешит себя тем, что встал в ряды модных людей, обладает раскрепощённым сознанием, идёт в ногу с прогрессом. Кураторы и галеристы подскажут доверчивому буржую, как сделать интерьер прогрессивным, как разместить кляксы и полоски, чтобы создать иллюзию авангардного мышления домовладельца. И голландский бюргер, и современный капиталист будут очень обижены, если им скажут, что искусство, ими облюбованное, есть апофеоз мещанства. Любопытно, что пятна, кляксы и закорючки разом сделались понятными массе покупателей, как только выяснилось, что любовь к ним есть признак прогрессивного мышления. Те, кто опознает себя в качестве форпоста прогресса, будут расстроены, если им сообщат, что прогресса в закорючках и кляксах - нет. Как, свободолюбивые закорючки - мещанство? Как это, натюрморт с ветчиной - пошлость? А как же просвещение и свобода взглядов, которые мы пестуем?

Характерно, что в общей ровной массе так называемых малых голландцев великий Рембрандт оказался лишним. Масштаб, заданный его произведениями, по-прежнему оставлял маленького человека - маленьким, а это никому не приятно. Если, глядя на интерьеры и натюрморты, заурядный бюргер воображал свою жизнь произведением искусства, то, глядя на страсти Рембрандта, обыватель видел заурядность своей биографии. Рембрандт поднял рыночную живопись Голландии на уровень великого искусства - и рынок ему отомстил, художник умер в нищете. Импрессионисты ещё больше снизили планку требований: производить великое для огромной массы третьего сословия - невозможно. Для каждого адвоката, дантиста, риелтера невозможно нарисовать «Взятие крестоносцами Константинополя», и не всякому дантисту это событие интересно. Но пейзаж с ракитой нарисовать можно, спрос на ракиты немереный. Любопытно, что обращение к уютной живописи было воспринято как революционный переход к свободному самовыражению.

3. Photo by Ing on Unsplash
3. Photo by Ing on Unsplash

Величественное заменили на уютное (сообразно потребностям демократического общества) - и уютное стали считать великим.

Характерно, что великие «постимпрессионисты» (Сезанн, Ван Гог, Гоген), то есть те, кто пытался вернуть уютному пейзажу героическое звучание, рынком были отвергнуты. С ними случилось примерно то же, что некогда с Рембрандтом среди «малых голландцев»: они оказались слишком драматичными для клиентов, слишком проблемными для третьего сословия.

Так называемое актуальное искусство, обслуживающее современный средний класс, завершило процесс. Теперь всякий может быть художником, всякий может стать потребителем искусства, а стоимость произведения складывается из оборота общих интересов. Новый средний класс хочет ярких символов свободы так же страстно, как некогда голландский бюргер - натюрморта с ветчиной, а французский рантье - пейзажа с ракитой. Дайте нам холст с полосками и свободолюбивую инсталляцию - мы поставим это в новой квартире, и наши знакомые узнают, какие мы прогрессивные люди.

Мещанину нужно, чтобы ему говорили, что он велик и свободен, а знать, чего стоит свобода или что где-то есть рабы, ему не обязательно. […]

В Средние века создание произведения искусства было занятием трудоёмким и дорогостоящим, а потребление конечного продукта - делом простым. Прогресс всё изменил.

Понятие «произведение» заменили «проектом». Проект - это сложносоставной продукт, это объединенные усилия галереи, рекламы, куратора, художника, и собственно труд художника занимает в нем ничтожно малую часть.

4. Photo by Jazmin Quaynor on Unsplash
4. Photo by Jazmin Quaynor on Unsplash

Прежде различали картины, но не интересовались личностью автора, продавали конкретные произведения, а не имена. Итальянское Возрождение проявляло мало интереса к самому творцу - внимание сосредоточивалось на его творениях. В новые времена личность артиста, его социальная роль, степень модности важнее произведения; рынок спешит донести до клиента, какую марку одежды артист предпочитает, что пьёт, где проводит каникулы; этим они и различаются, а произведения - довольно похожи. Было бы затруднительно предпочесть одну картину Мондриана другой, невозможно любить один квадрат, а другой - не любить, но всем известно, чем позиция Мондриана отличается от позиции Малевича.

Сложносоставной продукт, с которым имеет дело рынок искусств, по-прежнему именуется духовным, но духовное содержание рынок переместил из произведения в область менеджмента.

Победившее третье сословие нуждалось в галереях, объясняющих клиентам, почему данную картину надо покупать. Лоренцо Великолепный в услугах галериста не нуждался, он сам понимал, что ему нужно; а вот Журдену, который хочет быть как Лоренцо Великолепный, галерея необходима. Впоследствии галеристов потеснили кураторы - пришла пора механизации производства, массового характера художественной деятельности, и потребовались контролеры, сортирующие художественные потоки. Куратор - это уже не продавец, но менеджер по маркетингу.

Характерно, что профессия галериста при этом сохранилась, просто в искусстве возник ещё один посредник. Сегодняшний рынок увеличивает количество посредников при сбыте товара обратно пропорционально труду, затраченному на изготовление продукта.

5. Photo by Erik Eastman on Unsplash
5. Photo by Erik Eastman on Unsplash

Известные эксперты авангарда зарабатывали на атрибуциях подделок - это приносило стабильный доход» […]

Разумеется, прибыль от искусства целиком зависит от менеджмента. Объявив данное искусство символом свободного самовыражения, куратор вправе рассчитывать, что цивилизация (которая провозглашает свободу своей главной целью) хорошо данный символ оплатит. Профессия куратора сделалась куда более важной для искусства, нежели работа художника, - подобно тому, как деятельность генерального менеджера нефтяной компании важнее для бизнеса, чем труд рабочего, стоящего у помпы. […]

Подход к искусству был таким же, как в нефтяной отрасли: брали дешёвую природную энергию, монополизировали добычу, повышали спрос, загоняли по спекулятивным ценам. Этой дешёвой энергией стало пресловутое «самовыражение», не обременённое ни знаниями, ни умениями, ни старанием. То, что однажды было предложено авангардом в качестве протеста против коммерциализации искусства, было цивилизацией присвоено и использовано для наживы. Удобство данной энергии в том, что она исключительно легко добывается - практически из любого персонажа, объявленного художником. Разумеется, в этих условиях возрастает роль посредника - того, кто имеет право выдавать сертификат на качество энергии. Сначала занялись авангардом двадцатых. На вторичный рынок выбросили немереное количество продукта, производили его штабелями. […]

6. Photo by Jon Tyson on Unsplash
6. Photo by Jon Tyson on Unsplash

Но подлинный расцвет художественного рынка связан с постоянным производством дешёвой энергии - так называемого второго авангарда, символа свободы победившей демократии. Высказывание Энди Уорхола «В будущем у каждого будет пятнадцать минут славы» стало руководством к производству и сбыту. По сути, стратегия современного художественного рынка повторяет стратегию финансовую: замена золотого стандарта на бумажный эквивалент. Во имя движения вперёд следует напечатать много купюр без обеспечения, всё равно завтрашний прогресс заставит печатать новые. […]

Распространено мнение, будто рынок двигает искусство, помогает выявить лучшее произведение. На деле все обстоит прямо наоборот - рынок всегда способствовал забвению крупных художников, концентрируя внимание на салоне.

Салон (то есть усредненное представление о моде и потребностях общества) побеждал всегда. Штучный товар рынку неинтересен: Боттичелли, Эль Греко, Рембрандт были забыты и умерли в нищете. Один из величайших художников человечества Козимо Тура (сегодняшний читатель не знает этого имени, зато знаком с успешным фигурантом рынка Энди Уорхолом) на склоне лет писал жалкое письмо, адресованное синьору Эрколе д'Эсте, в котором просил три (!) дуката. Не получил.

Судьбы Ван Гога, Модильяни, Филонова наглядно демонстрируют возможности рынка...»

Кантор М.К., Продавцы вакуума, журнал «Эксперт» 2007 г., N 9.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT.RU из 16-ти видео:

СТРАТЕГИИ ТВОРЧЕСТВА / КРЕАТИВА

Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Макси́м Ка́рлович Ка́нтор — российский художник, писатель, историк искусства, эссеист / CC BY-SA 3.0 & Image by rawpixel.com on Freepik
  2. Photo by Ellen Tanner on Unsplash
  3. Photo by Ing on Unsplash
  4. Photo by Jazmin Quaynor on Unsplash
  5. Photo by Erik Eastman on Unsplash
  6. Photo by Jon Tyson on Unsplash

#vikent_ru #культура #надсистема #творчество #бизнес #креативныйменеджер #духкапитализма #капитализм #креативныеиндустрии #креативныйкласс