Эмалевая диадема с самоцветами, настоящая роскошь персидской династии Каджар, была гордостью императорской сокровищницы. Впрочем, как и сотни других ювелирных шедевров, которые появились на свет в 18-19-м веке. Каджарские правители копили несметные богатства, дабы передать их своим потомкам. Конечно, кое-что дошло и до наших дней. Но большая часть прекрасных ювелирных творений, увы, уже давно ушла с молотка: постарались внуки и правнуки персидских шахов.
Долги, желание жить на широкую ногу, заграничные поездки, - все это требовало немалых финансовых затрат. И вот, спустя годы, мы с вами можем любоваться иранскими сокровищами только лишь по уникальным фотографиям. А сами шедевры искусства династии Каджар уже давно радуют глаз каких-нибудь престарелых европейских коллекционеров. Разумеется, далеко не все кануло в Лету, и музеи Ирана могут похвастать крупицами драгоценностей. Однако то, что было продано, не менее ценно.
Цветочная диадема, созданная по заказу одного из шахов Каджар в 19-м веке, покоряет с первого же взгляда. Даже неискушенным взглядом дилетанта можно заметить, как ювелир гармонично использовал здесь индийские мотивы. Листья и цветы, созданные из благородного металла, покрыты ярко-зеленой эмалью, напоминающей нам о сочных красках Востока. Миниатюрный орнамент, нанесенный эмалью, в пурпурных и голубых оттенках, перекликается с блеском великолепных самоцветов. Соблазнительных размеров колдовские изумруды-кабошоны, кабошоны-рубины и белые сапфиры, - центральные мотивы диадемы, это как раз Каджарский сюжет.
А вот основа, обруч венца, выложенный сияющими эмалевыми цветами с серединками из нежных белых сапфиров, - это сказочные элементы индийского стиля. Увы, нет дополнительных фото персидского украшения, ведь нам было бы интересно взглянуть и на узор с обратной стороны диадемы. На центральной части драгоценности, которая напоминает по форме крупные зеленые листья, мастер изобразил девушек, что кружатся в легком танце. Восточная прелесть была передана потомками династии Каджар на аукцион «Сотбис», где ее успешно продали за баснословные деньги.
Правитель Ахмед Шах Каджар непременно надевал головной убор, как символ власти. Роскошная эгретка с пышным пером и великолепными солнечно-желтым бриллиантом украшала царскую шапку Ахмеда, приковывая взгляды. Он завещал редкий бриллиант, окантованный россыпью прозрачных камешков, своим детям и внукам.
Ну а те, как вы уже, наверное, догадались, решили продать творение 19-го столетия на торгах «Сотбис». Желтый бриллиант причудливой формы в 74,53 карата искрился мириадами изящных граней. Коллекционеры же были готовы предложить немыслимые суммы, представляя, как подобная «подвеска» будет украшать женское декольте. Впрочем, среди любителей редких украшений есть и те, кто не готов дарить их возлюбленным, а бережно хранит в личной сокровищнице подальше от посторонних взглядов.
Чудесная золотая подвеска-птица, каджарская драгоценность, еще один утраченный иранский шедевр 19-го столетия. 5-сантиметровая птичка, что раскрыла в полете яркие крылья, привлекает наше внимание блеском пурпурно-винных рубинов и колдовских изумрудов. Вы заметили, как мастер искусно расписал перышки разноцветной эмалью? И, наконец, последние штрихи – жемчужные подвески плюс цветочные узоры на обратной стороне украшения.
Как вам еще одна птица из золота с великолепной эмалью, на этот раз, персидская брошь? Здесь более тщательно прорисован клюв, миниатюрные камешки-глаза, которыми птаха смотрит на свет божий. Особенно выделяются богатые золотые обрамления для кабошонов и яркие всплески сине-зеленой и пурпурной эмали. Помимо жемчуга, есть дополнительные подвески-изумруды. Да и сами жемчужные бусины намного крупнее, чем у подвески.
Мне также приглянулся перстень с россыпью белых сапфиров, прекрасный образец каджарских мастеров. Быть может, на взгляд человека 21-го столетия колечко несколько грубовато, но жемчужная окантовка, искусная роспись с эмалевыми лепестками, - здесь есть, чем полюбоваться.
И, напоследок, не могу не поделиться с вами фотографией одного драгоценного оружия, шахского кинжала. Ножны из благородного золота и меди сплошь усыпаны узорами, восточными цветами, листьями, завитками. Над кинжалом потрудился настоящий художник, овладевший эмалевой росписью в совершенстве.
Основание ножен сияет драгоценными камнями, а яркие бутоны, изображенные по всей поверхности, служили символами изобилия и богатства. Кстати, многое, из того, что сохранилось, иранские ценности, теперь находится в Метрополитен-музее в США.