Найти тему

Реалистичный фовизм в живописи Виктора Курьянова

Виктор Курьянов - Снег пропал - и тепло и светло
Виктор Курьянов - Снег пропал - и тепло и светло

Виктор Владимирович Курьянов рисует с детства, поэтому выбор профессии был предопределен. Он окончил художественную школу, затем продолжил обучение в художественном училище. Его педагогами были представители классической московской школы, базирующейся на академической живописи и трепетном, почти импрессионистском отношении к цвету.

Виктор Владимирович перенял это внимательное изучение окружающей натуры, вдумчивое, подобно ученому-исследователю – фиксируя каждое изменение и различия состояний и формы природы и ее компонентов.

Его педагогами были известные художники, ученики А. М. Герасимова, оставившие свой след в российском искусстве – В. В. Воробьев, А. В. Платицын и П. К. Фролов. Именно они заложили в душе художника Виктора Курьянова эмоциональное любование родной природой и желание писать многочисленные портреты родной земли.

-2
-3
-4

Рассказывая о профессии художника, Виктор Владимирович цитирует своего преподавателя Аркадия Васильевича Платицына: «Работа художника – это маленькая кисточка, холст и огромное терпение».

Живопись для Виктора Курьянова – это его "профессия и специальность". Это каждодневный труд, стремление познать, изучить и реализовать накопленный с годами опыт. Но в то же время живопись – это его отдушина и радость вдохновения.

Виктор Владимирович скромно называет свою работу ремеслом, оглядываясь на мнение великих мастеров прошлого: по давней средневековой традиции живопись не входила в число «свободных» или «благородных» искусств. Она причислялась к искусствам «механическим», т. е. стояла наряду с ремеслами, и живописцы не выделялись из среды прочих ремесленников. Но Леонардо да Винчи протестовал против такой оценки: «Живопись – не «механическое ремесло», а «наука». Она — законная дочь природы, ибо порождена природой».

Работы Виктора Курьянова – это констатация тесной связи его живописи с природой, сезонами и погодой.

-5

Виктора Владимировича можно назвать пейзажистом средней полосы, создающим хроники уходящей России. На его полотнах много старых деревянных домиков, покосившихся, рассохшихся с кружевными наличниками и каменными цоколями.

-6
-7
-8

И очень часто вдалеке, центром композиции выступают устремленные к небу купола колоколен и луковичные светлые главы храмов и церквей.

-9
-10
-11
-12

Живопись Виктора Курьянова цепляет русскую душу своей невысказанной тихой тоской по ушедшему времени, по эпохе простоты существования в единении с природой. Как иллюстрации пушкинских строк: «Там русский дух, там Русью пахнет».

Это одинокий свет в окне на пороге надвигающейся ночи

-13
-14

Это запах проталин и пробивающихся сквозь снег островков сырой земли. И пронзительное яркое небо, сияющее в рваных облаках.

-15
-16

Это жемчужное зимнее небо и искрящийся, переливающийся радужными брызгами чистый, не тронутый снег.

-17
-18
-19

И нежность первой зелени, благоухание цветущего сада и щемящая, не броская красота уютных двориков типичного небольшого городка, каких множество разбросано по всей средней полосе России.

-20
-21
-22

Виктора Курьянова можно назвать «художником, что рисует дождь». Он много лет возвращается к теме дождя и пишет пейзажи, где главными действующими героями выступают небо, тучи и льющиеся на землю энергичные потоки, струи. Он пристально изучает это состояние и стремится запечатлеть его со скрупулезностью исследователя – точно передать цвета, формы и освещение, чтобы выразить на холсте ветер, запахи и озон.

-23
-24
-25
-26
-27

«Художник постоянно должен штудировать природу. Ведь так много вокруг зелени, лесов, и кажется, что везде одно и то же. Но если всмотреться, то заметишь, что все такое разное», – говорит Виктор Курьянов.

-28

Виктор Курьянов сам характеризует свою живопись, как импрессионизм с оттенком фовизма, но на базе классического реализма.

Это творческая подача реалистичных пейзажей, но выполненных с применением ярких, интенсивных цветов, как это делали представители стиля фовизм, без валеров, без многоступенчатых прописок и длительной работы над одним произведением. Это более свободная подача, основанная на впечатлении, как у импрессионистов и поиске обобщенной формы, характерной для изображаемых элементов сюжета. Но при этом – красочные мозаичные цветовые пятна лепятся на каркас классической композиции в реалистичном сюжете узнаваемой природы.

-29

Это тонкое, очень личное восприятие мира, выраженное красками на холсте. Художнику мало рисовать грамотно. Нужно чтобы было нечто большее, чем просто умение отразить действительность.

-30

-31

Автор текста: Алена Ковалева

Евразийский Художественный Союз (ЕХС), секция "Искусствоведение"

Сайт ЕХС: www.eurasianartunion.com

Вступить в союз: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/membership

Любой желающий может обратиться к нашим искусствоведам и на коммерческой основе заказать профессиональную рецензию о своем творчестве, проекте или серии работ на выставку.

Заказать рецензию: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/post