Начинается реформирование системы образования. О введении единой школьной формы я уже Вам писала. Если не читали, то ссылка на статью будет под этой публикацией.
В Государственную Думу внесен проект закона о праве передачи муниципальных общеобразовательных учреждений на региональный уровень.
Напомню, что раньше (уже и не помню до какого года это существовало) все школы и детские сады были в государственном подчинении, находились под федеративным управлением. Была, например, Малиновская средняя школа, потом название поменялось - Малиновская средняя общеобразовательная школа и др.
После очередного реформирования название школ опять поменялось - появились впереди названия школы такие буквы - МОУ, МБОУ, МАОУ и др. - муниципальное общеобразовательное учреждение, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение. Поменялось не только название, но и форма подчинения.
То, что сейчас предлагают изменить, начиналось еще 2017 году по предложению тогдашнего министра просвещения Ольги Васильевой. Она хотела, чтобы все бюджетные школы напрямую управлялись государством, а также работали по единому стандарту. Обратите внимание - такая система нужна для улучшения управления, а не для улучшения финансирования.
На "Правительственном часе" в Госдуме выступил министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов. Он сказал, что его ведомство продолжает работу по совершенствованию системы оплаты труда педагогов, также он сказал о снижении бюрократической нагрузки учителей. А также министр сказал, необходимо передать муниципальные образовательные учреждения на уровень регионов.
С. Кравцов сказал, что это надо сделать для централизации механизмов управления и для повышения эффективности этого управления для всей системой образования. Централизованное управление всей системой образования.
Заметим, что это не личная инициатива Кравцова и министерства просвещения. Этот вопрос давно обсуждается в телеграмм-каналах, в том числе и у Вячеслава Володина. Законопроект внесен и поддержан всеми фракциями Госдумы.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин считает актуальным принятие этого закона. Он считает, что это поможет росту качества образования, появятся отечественные технологии, будет развиваться экономика. В. Володин считает, что руководство на уровне регионов поможет решить проблемы нехватки учителей и улучшить состояние школ.
Лично я не понимаю, как этому поможет новый закон, который направлен только на управленческую составляющую, а не на увеличение финансирования.
Закон изменит статус школ и детских садов, ну и что из этого - названия поменяются. А руководителям опять дополнительная работа и вложение материальных средств, чтобы опять название поменять во всех документах учреждения, а их предостаточно.
Новый закон дает возможность передавать муниципальные учреждения образования на региональный уровень, при такой передаче учреждения могут получить государственный уровень.
Закон дает такую возможность, но не обязывает распространять свои полномочия на муниципальные учреждения. В общем, с кем захотят с теми будут работать, с кем не захотят, то об итоге деятельности такого образовательного учреждения можно только догадываться. В общем, кто будет выгоден и послушен, будет жить долго.
Для всех давно понятно, что только значительное повышение финансирования поможет улучшить качество образования хоть в городских, хоть в сельских школах. Особенно про сельские школы - их содержание не выгодно, детей мало, учителей не хватает, потому что учебных часов мало, поэтому и зарплата маленькая, да еще и жилье необходимо для приезжающих специалистов. Оснащение школ, интернет, досуг в селе. Поэтому, как считают многие эксперты, будет укрупнение школ, закроют или соединят маленькие школы. Так часто бывает с маленькими сельскими школами.
В настоящее время только московские школы имеют хорошее финансирование, а все другие школы регионов "развивают" за счет пилотных проектов и программ от государства - земский учитель, ремонт и строительство школ, множество других точечных инициатив.
Почему государство хочет взять контроль над образовательными учреждениями?
Сейчас образовательные учреждения подчиняются своим муниципалитетам. Есть в регионах образовательные учреждения, которые не подчиняются муниципалитетам, а подчиняются государственным органам. Есть ведомственные школы при вузах, они подчиняются своим учредителям. Есть еще и частные образовательные учреждения. Когда государство "избавилось" от образовательных учреждений, тогда и появились разные формы подчинения.
Теперь, когда от имени государства нужно вносить какие-то изменения в образование, то у государства нет соответствующих законных полномочий. Например, все документы Министерства просвещения приходят в образовательные учреждения, как рекомендации, методические пособия, а не как указы и приказы, поэтому, по сути, необязательные для исполнения. А те, кто не исполняет эти рекомендации, по закону не могут быть наказаны.
Получается, что образовательные и воспитательные программы, поднятие флага, исполнение гимна, документы из министерства просвещения и др. можно выполнять по желанию, потому что нет законодательной базы, потому что подчинение у нас муниципальное.
Когда отказывались от образовательных учреждений в пользу муниципалитетов, то избавились от их финансирования, а теперь вопрос упирается в исполнение издаваемых законов от государства.
Новый закон урегулирует контроль за деятельностью образовательных учреждений через региональные власти, но не сказано, что это будут руководители образования регионов - областной департамент образования, тогда кто - глава республики, губернатор области?
В общем, будем ждать того, что будет дальше. Скорее всего, закон будет принят, а как будет в регионах строиться работа с образовательными учреждениями - скоро увидим. В этом году законопроект обещают утвердить.
Введение единой школьной формы