Найти тему
Mixed Arts

8 русских альбомов, чтобы немного понять, где мы сейчас в области поп- и рок-музыки: «Ривущие струны», «Би-2», Dead Blonde и другие.

Оглавление
«Би-2».
«Би-2».

Близится конец года, русские музыканты находятся в тяжелом состоянии, но это не значит, что новые пластинки не выходят. Давайте разберемся, какие именно альбомы предлагаются нам для эскейпизма — чтобы мы оторвались от новостей и их обсуждения.

Текст: @mixedarts

Какой нам полагается эскейпизм, что день грядущий нам готовит и на чем сердце успокоится — немного об этом в небольшом обзоре примечательных дисков ноября. Плейлисты предыдущих месяцев в рубрике «пост-советское» можно послушать вот здесь. Стараемся для вас, не ленимся, собираем, рефлексируем, говорим об отечественной музыке чуть добрее, чем нужно, но у нас есть право на милосердие. Времена действительно непростые, и музыкантам правда очень тяжело.

Ривущие струны — ТИПА ТОВО

Не так давно выходил посмертный альбом Петра Мамонова «Незнайка» (вот тут немного о нем в формате подкаста), тот же самый ядовитый дымок русского меломанского цинизма витает и над другой избыточно длинной, но талантливой работой. Речь пойдет об арт-панке московского коллектива «Ривущие струны», которые предлагают полуторачасовой саундтрек для алкогольно-дымового остекленения. По итогам никто не вспомнит подробностей, но обязательно скажет, что было в целом круто.

Вместе с лидером проекта Вовой Терехом на пластинке фигурируют его верный соратник-барабанщик Рафкат Бадретдинов, а также матерые ветераны Игорь «Джефф» Жевтун и Павел Хотин. Основная часть материала — исполненный дурным голосом полицитатный материал, в который органично внедрены сниппеты «Звуки Му» и других приплясывающих и косящих лиловым глазом виртуозов гротеска.

Несколько раз вы это едва ли прослушаете, но один раз нужно — во-первых, необходимо быть в курсе творческих исканий русских людей из дремучих богемных сфер, во-вторых, с точки зрения психоделического наполнения, гаражного духа и особенно джазовых клавишных тут все более, чем на уровне. Легко и непринужденно. В концерте материал явно будет сильнее, да и музыканты точно постараются быть раскованнее.

Порез на Собаке — Твоими Молитвами

Мамлеевский неотрипхоп проекта «Порез на собаке» — это один из примеров того, что русский язык при желании отлично ложится на поп-музыку и уж тем более авангардную электронику. Нужно только немного постараться и действовать с большей изобретательностью, чем обычно наши земляки-музыканты.

На этом канале про релизы «Пореза» говорится регулярно — черная ирония нам по душе, вот здесь в подкасте про предыдущий релиз «Ты порезался», чтобы слушать было интереснее.

Александр Ситников из «4 позиций Бруно» и «Птицу Емъ» в паре с Олей Чернавских снова погружают слушателя в изуверский мир идеальной школьной радиопостановки с дабом, трип-хопом, драм-н-бейсом и авант-роковым нуаром.

Самое черное сердечко — за монотонный номер «Способный ученик», который может стать новым гимном доставщиков еды с топором в желтой сумочке. Осталось только доставщикам рассказать об этом, ну пусть в этом поможет, например, всесильный алгоритм Дзена.

Би-2 — Аллилуйя

Если особенно не выпендриваться, то «Би-2» — это главная большая группа России прямо сейчас. Они способны собирать десятки тысяч людей по билетам. Неважно, каким образом. Например, у них есть стойкая аудитория опасных внешне и внутренне людей, которые выросли на песне «Полковнику никто не пишет». Есть и новая молодая аудитория, которая воспитывалась в семьях жертв политинформации в школе, и явно нуждающаяся в рок-диктатуре. В плакатных образах, в здоровом советском сюрреализме, в удобном для времени эзоповом изложении.

У меня есть пунктик, из-за которого «Би-2» в сознании накладывается на творчество Marilyn Manson и She Wants Revenge (ну вот возьмите новую песню «Нам не нужен герой», интро прямо оттуда), я вижу их более готическими артистами, чем большая часть их аудитории. И поэтому мне нравится, что начинается альбом с семиминутной «Колыбельной» — эдакой русской версией «If I Was Your Vampire», и мне абсолютно фиолетово, когда «Би-2» выруливают на территорию Duran Duran в вымученном хите «Депрессия». Другим слушателям приглянется иное.

Десять основных треков вполне съедобны, можно послушать, чтобы поржать над панчлайнами (в хорошем смысле), попробовать как-то проникнуться атмосферой «над пропастью во ржи» и хищными синтезаторы. Бонус-треки — только для фанатов, там есть, например, номер с Лизой Громовой и патетической трубой в духе «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это вообще для другой, какой-то мне неизвестной совсем аудитории. Ну ничего страшного, в большом концертном зале на шоу группы «Би-2» вы все-таки будете не одни.

Я как-то присутствовал, когда Джон Грант перед ними пел свой гимн Queen Of Denmark.

Свидание — Ангела ко сну

Вот мини-альбом по теме деторождения от Андрея Зеберти и его порочной инди-поп группы «Свидание», которые в свое время написали самую сексуальную песню о путешествии на Кавказ. На новой пластинке ничего неожиданного нет — в действии дрим-поп, иногда прорывается в припевах пост-советский рок-пафос, как это происходит во втором треке «Радуется природа».

Зато это расширяет аудиторию «Свидания» до поклонников мелодики Егора Летова, как ни странно. Ждем диска кавер-версий «Гражданской обороны» от Зеберти — может получиться очень удачно.

Реплика «Старались сделать с тобой дочь» по своей медицинской составляющей вполне соперничает с «Люди ночами делают новых людей» Александра Васильева из группы «Сплин», так что группе экзальтированных девушек, готовых к декретному отпуску, все изложенное Зеберти будет исключительно близко и понятно.

«Под конец дискотеки мы встречаемся взглядом», — с таким воздушным настроением «Свидание» в формате миньона пролетает за один миг.

Dead Blonde — Сплетница

«Летом на Майорку отвезет тебя майор», — фразочки-мотиваторы, стилизованные под 90-е, помогают Арине Dead Blonde искать себе новую аудиторию, которая без ума от искусства периода первоначального накопления капитала с нулевым горизонтом планирования.

Но на «Сплетнице» не только русская попса, но и отсылки к евродэнсу и рейв-попу 90-х с его разрывающими голову синтезаторными риффами, которые так легко представить на рингтоне своего старенького мобильника. Прекрасная музыка для исторического периода с нулевым горизонтом планирования, есть люди, которые только так и желают жить.

«Я хотела в Алматы, но нам не пути», — подобные фразы будут греть сердца первертов-айтишников, которые скучают по русскому водочно-пергидрольному духу у себя на удаленке.

Дуэт с королевой гей-клубов Анной Плетневой в «Без шансов» — это дуэль уровня фильмов «Интервью с вампиром» и «Шоугелс». Плетнева в треке передает Арине эстафетную палочку владелицы сердец самостоятельных опасных женщин в черных шелковых чулках.

С Давидом GSPD, меховым секс-идолом главной героини («У меня в закладках Brazzers), Арина встречается только в EDM-выходе «Тело». Крутая атмосфера в духе моего любимого юмористического проекта Электродог. Очень бы хотелось, чтобы Dead Blonde когда-нибудь подарила миру женское прочтение «Грязных танцев», была бы бомба.

Сироткин – Тень первого облака

Группа «Сироткин» — представители романтического направления в русском инди-роке, лидер проекта Сергей Сироткин талантливо обращается с русским языком, его треки находят новую жизнь на титрах русских фантастических блокбастеров, и тому есть все основания.

Вникните в интро одной из новых песен «В панцире черепах», и сразу перед глазами встанет Мортен Харкетт золотого периода и песня a-ha «The Sun Always Shine On TV», так что слушать можно с папами-мамами.

«Тень первого облака» — это первая полноформатная пластинка «Сироткин», в целом никакой дополнительной информации о кинематографичном инди-рока она не добавляет. Все то же самое, только громче, изящнее и более ловко.

Возможно, кстати, это и было лишнее, потому что тема переодеваний все время возникает на протяжении пластинки, и многие воспримут это как скрытый призыв к действию. Раньше мотивация тоже на этот счет наличествовало, но было не так явно.

Из оригинальных решений «Сироткин» — навороченный инди-поп «Белый Делореан», многие русские музыканты уже наверняка завидуют смелости этого номера. Радовать их может только то, что на диске он такой один.

Кассета Юность — Люди

«Некоторые люди рождены для счастья», — как поется в песне проекта Кассета Юность. Некоторые (возможно) назло себя рождены, чтобы скрещивать Coldplay и ретровейв. Это происходит на альбоме Романа Золототрубова в полной мере — в единой центрифуге также смешались монологи Гришковца, эйфорический гитарный грув и дропы, наглости которых могут позавидовать Imagine Dragons. Довольно лютая духоподъемная музыка проекта может быть уместной на заставках штампованных сериалов «КиноПоиска», им такое очень пригодится.

Вокал Золототрубова, по идее, требует отдельной системной работы продюсера, но поскольку альбом «Люди» — проект явно авторский, значит, именно так и надо. Начать знакомство с пластинкой лучше всего не с открывающего непролазного гимна «Люди рождены для счастья», а с юмористического трека «Телефон», который может сообщить необходимый неоновый драйв, помогающий при первом знакомство. В принципе, все лучшее, что Золототрубов имеет предложить, тут сконцентрировано. Эдакий Erasure РФ с неумолимым диско-ритмом.

Поколение Брат — сборник

Обзор новых русских пластинок, если он растягивает больше, чем на пять позиций, без кринжа и стыдобы невозможен. Вот мы и осудим один диск под финал. И наша оценка, признаемся, не самая жесткая из возможных.

Сегодня дурновкусие и чудовищность сконцентрированы в сборнике студии Gazgolder «Поколение «Брат». Творческая задача состояла в том, чтобы создать современные кавер-версии треков из саундтрека балабановского «Брата». Есть примеры полной деконструкции изначального материала, как это происходит у Басты в «Вечно молодой».

Есть примеры относительно бережного отношения к оригиналу, которое демонстрируют в столкновении с «АукцЫоном» ANIKV и SALUKI. Но от этого не легче.

Впрочем, если вы придерживаетесь патриотических настроений и в принципе голосуете за импортозамещение, то «Поколение «Брат» с его смешением стилей — от удачи Казускомы «Во время дождя» где-то на территории между The Stooges, очень актуальным сейчас «Королем и шутом» и «Сектором газа» до лютой театральной версии «Полковнику никто не пишет» — неплохой вариант для развития внутренней идеи, что у нас с искусством и поп-музыкой конкретно все сейчас очень хорошо.

Можете продолжать так думать дальше, на вашу личную позицию, особенно в данный исторический момент, никто особенно не претендует.