Найти тему
Культур-трегер

Как Николай II не давал матери разбазаривать финансы государства

Мария Федоровна и Николай II (в статусе цесаревича), фото около 1889 года.
Мария Федоровна и Николай II (в статусе цесаревича), фото около 1889 года.

Большинство современных историков сходится во мнении, что юный Николай II, вступивший на престол в 26-летнем возрасте, находился под сильным влиянием своей 47-летней матери, а также многочисленных еще более великовозрастных дядей.

Эти искушенные жизненным опытом и придворными интригами ближайшие родственники якобы крутили молодым и неопытным царем, как хотели, навязывая ему выгодные для них решения.

Не отрицая этого явления как такового, я все же хотел бы отметить, что Николай II прекрасно понимал порочность и неправильность этой ситуации и боролся с ней в силу обстоятельств, как умел.

Так, например, сохранился обстоятельный письменный ответ царя, в котором он буквально в пух и в прах разнес просьбу (а может быть, и требование) матери простить большой долг некой княгине Лопухиной, да еще и тут же выделить ей миллион рублей из гос. средств:

Я должен поговорить с тобой, милая Мама, о скучных вещах… Что касается прошения или желания княгини Лопух. Дем. о прощении им долга и еще о ссуде из банка 1 миллиона, то я по совести должен сказать, что обе просьбы ее удовлетворить невозможно. Я хотел бы видеть, осмелилась бы она заикнуться об этом Папа, – во всяком случае, я слышу тот ответ, который он бы дал ей. Самое большое облегчение, которое ей можно оказать… это простить долг, но после этого подарить ей миллион – это сумасшествие… Хороши были бы порядки в Государственном казначействе, если бы я, за спиной Витте (он теперь в отпуску), отдавал бы тому миллион, этой два и т. д.? Таким способом все то, что было накоплено и что составляет одну из самых блестящих страниц истории царствования дорогого Папа, а именно финансы, будут уничтожены в весьма немного лет

Это письмо было отправлено Николаем II 13 августа 1895 года. То есть с момента, когда молодой царь вступил на престол, не прошло еще и года. Но уже здесь не видно ни малейшего подчинения царя воле властной матери.

Николай II не просто хладнокровно отказывает Марии Федоровне в (заметим довольно беспардонной) просьбе, но и подробно, с "железо-бетонной" логикой доказывает, почему он принимает такое решение.

По сути, Мария Федоровна склоняла сына к разбазариванию государственных финансов. Если бы Николай II уступил этой просьбе матери, то, без сомнения, тут же последовали бы и другие прошения подобного рода.

Однако Мария Федоровна все же оказывала влияние на сына в политических вопросах. Самым значительным решением царя, принятым под влиянием матери, считается не принятие отставки премьер-министра Петра Столыпина в 1911 году. Столыпин собирался тогда уйти с должности из-за разногласий с некоторыми членами Госсовета.
Однако Мария Федоровна все же оказывала влияние на сына в политических вопросах. Самым значительным решением царя, принятым под влиянием матери, считается не принятие отставки премьер-министра Петра Столыпина в 1911 году. Столыпин собирался тогда уйти с должности из-за разногласий с некоторыми членами Госсовета.

Надо полагать, что так происходило далеко не всегда, и в каких-то вопросах царю приходилось уступать многочисленной родне. Но Николай II вполне искреннее пытался исполнить свой долг. Во всяком случае, в той форме, в какой он его понимал.

В этом свете особенно карикатурно выглядит выдержка из Большой советской энциклопедии (издание 1939 года) в которой Николаю II были дана такая характеристика:

Николай II был так же ограничен и невежествен, как его отец. (…) До последней минуты Николай II оставался тем, чем был - тупым самодержцем, неспособным понять ни окружающей обстановки ни даже своей выгоды.

Очевидно, что Николай II не только понимал собственную выгоду (и выгоду близких к нему людей) но и сознательно отделял эту выгоду от пользы для государства. Другое дело, что царю действительно далеко не всегда хватало дальновидности и всеобъемлющего понимания глубины исторических процессов.