Найти тему

Две пули в голову – история про детского писателя, ученых-зоологов, шизофрению, деньги и револьвер

Я уже рассказывала однажды об убийце, который был признан невменяемым, но это не помешало ему стать известным детским писателем. Однако, это далеко не единичный случай. Писатели, в том числе детские, не ангелочки с крылышками, а обычные люди со своими недостатками, странностями, болезнями... и преступлениями.

Сегодня хочу вспомнить маленькую историю про советского ученого-зоолога Николая Николаевича Плавильщикова, который не только изучал жуков (и добился в этой области мирового признания), но и популяризировал науку биологию.

Плавильщиков написал множество детских книг, которые начали выходить в конце 1920ых. И еще долго издавались уже после его смерти.

Впрочем, сегодня речь не о книгах, а об одном любопытном эпизоде из жизни их автора.

Случилось это в трудном 1921 году – совсем недавно была Революция, и всё еще гремит Гражданская война. В это время Плавильщиков служил ассистентом у видного зоолога Григория Александровича Кожевникова, основоположника заповедного дела России, известного учёного.

-3

Выполняя очередное поручение "шефа" ассистент Плавильщиков привез ему казённые деньги. И когда Кожевников занялся "ассигнациями", Плавильщиков достал револьвер (помним, что времена были трудные) и дважды выстрелил профессору точно в голову. После этого он покинул комнату (по пути ранив прислугу) и отправился в лабораторию. Там он спокойно вёл какие-то рабочие беседы с коллегами, пока его внимание не привлёк поднявшийся шум. Сказавшись, что пойдет посмотреть, что происходит, Плавильщиков отправился на место преступления, где был тут же опознан прислугой и арестован.

Необъяснимый поступок (отношения Кожевникова и Плавильщикова всегда были нормальными, а все деньги остались на месте) и необычное поведение учёного показалось всем очень странным. Поэтому его передали в руки врачам, и те поставили диагноз: острый припадок шизофрении.

Подлечившись в клинике, Плавильщиков вскоре вернулся к работе и написанию детских книжек. Только с профессором Кожевниковым он больше не работал.

И не потому, что тот умер. Как ни удивительно, но револьверные пули не пробили череп профессора, и тот отделался контузией. Он-то и поднял шум на месте преступления, когда очнулся и завопил в открытое окно "Профессора Кожевникова убивают!"

Пережив странное покушение, Кожевников стал бояться своего бывшего товарища и запрещал своим ученикам с ним общаться...

История трагическая. Но так как никто не погиб, то из трагедии она вскоре превратилась в комедию. Коллеги подшучивали на толщиной и крепостью профессорского черепа; посмеивались, вспоминая, как он, зовя подмогу, кричал о себе в третьем лице.

Ну а про самого Плавильщикова ходила байка, будто бы его адвокат убедил судей в невменяемости незадачливого убийцы, обратившись к ним с такими словами:

«Мой подзащитный знает наизусть 3000 видов жуков – все признаки, кто где живет, названия по-латыни и по-русски. Как вы думаете, можно его считать нормальным человеком?»

И, знаете, услышав эту историю, я стала немного иначе смотреть на творчество уважаемого писателя Плавильщикова. Есть у него старая книга "Мишка и мышка" -- и мне теперь в ней чудится что-то не очень здоровое...

Впрочем, возможно, тогда просто времена были другие?

Но это уже совсем другая история...