Даже ценители джаза нередко упускают из вида Джимми Смита. Между тем, его изобретательная и мастерская игра на органе «Хаммонд» вдохновила несколько поколений клавишников. И отнюдь не только джазовых! Джимми Смит вытащил электрический орган из вечных задворок и поместил его в центр внимания.
Джеймс Оскар Смит родился 8 декабря 1925 года в Норристауне, штат Пенсильвания. Его мама играла на органе в церкви, отец был танцовщиком. Маленький Джимми в раннем возрасте освоил пианино.
Однажды в Нью-Джерси он увидел и услышал электрический орган, инструмент тогда новый и малоизвестный. Это так поразило Джимми Смита, что он не пожалел денег, купил свой собственный «Хаммонд» и принялся упражняться на заброшенном складе.
Успех пришел быстро. К концу 1956 года Джимми Смит дебютировал в Нью-Йорке и подписал контракт с легендарным лейблом Blue Note. Он начал карьеру с альбома с пророческим названием «Новый звук, новая звезда»:
Альбом «The Sermon!» (1958) родился из студийных сессий, в которых участвовали трубач Ли Морган, барабанщик Арт Блейки и саксофонист Лу Дональдсон, гитарист Кенни Баррел и другие мастера. Заглавная пьеса — занимающая всю первую сторону «Проповедь», настоящая блюзовая медитация:
В 1962 году знаменитый органист подписал контракт с Verve Records и начал работать с крупными ансамблями, играя на «Хаммонде» поверх роскошной оркестровой подложки:
Альбомы Джимми Смита всегда были востребованы, а некоторые отдельные композиции и вовсе становились поп-хитами! Как это было с «Walk On The Wild Side», одной из самых коммерчески успешных джазовых вещей в истории:
Джимми Смит нашёл общий язык с легендарным гитаристом Уэсом Монтгомери. Вместе они записали отменные альбомы «The Dynamic Duo» и «Further Adventures Of Jimmy And Wes»:
Под влиянием Джимми Смита сформировалось целое поколение джазовых органистов. Впрочем, его влияние распространилось далеко за пределы джаза. Кен Хенсли из Uriah Heep, Джон Лорд из Deep Puprple, Кит Эмерсон из Emerson, Lake & Palmer и многие другие были очарованы мощью «Хаммонда» и активно использовали его в рок-музыке:
В последующие десятилетия Джимми Смит уже не мог так часто выступать и записываться. Зато вместе с женой Лолой открыл в Лос-Анджелесе ночной клуб, где сам и играл на радость публике. И порой возвращался в студию. Например, ради записи альбома «Off The Top» 1982 года:
Продюсер Куинси Джонс пригласил Джимми Смита сыграть на сессиях для альбома Майкла Джексона «Bad» в 1987 году. Именно он играет фанковое соло на органе в заглавном треке:
В Англии Джимми Смит вдохновил органный звук коллектива The James Taylor Quartet, который стал одним из самых значимых проектов в движении эйсид-джаза:
Вообще молодёжь всегда относилась к жизнерадостному органисту с симпатией. Рэперы Beastie Boys, например, на основе концертной записи Джимми Смита 1972 года соорудили свой собственный трек «Root Down» в знак уважения к мастеру. И даже упомянули его в тексте:
Джимми Смит умер 8 февраля 2005 года в своём доме в Аризоне, менее чем через год после смерти жены. Современные музыканты по-прежнему любят орган «Хаммонд». Каждое новое поколение волей-неволей обращается к наследию Джимми Смита. Ретро-органы набиты лампами и вращающимися деталями, боятся перепадов температуры и влажности, требуют постоянного ухода. Но играть на них — подлинный шик!
Спасибо за внимание!