Найти в Дзене

«Закрась это чёрным». История шедевра «Роллинг Стоунз», который выразил скорбь и отчаяние в ритме бешеной цыганской пляски

Тяжелая, громоподобная, мрачная... Эта легендарная рок-мантра под жужжание ситара по-прежнему будоражит умы.

Была первая неделя марта 1966 года. «Стоунз» тусовались в любимой американской студии RCA в Лос-Анджелесе, работая над завершением альбома «Aftermath».

Среди песен в работе была и «Paint It Black», которую Мик Джаггер и Кит Ричардс сочинили во время турне по Австралии в предыдущем месяце. Первый написал текст, второй — мелодию. Времени на запись было мало. Ещё чуть-чуть — и от песни вообще бы отказались.

Группе срочно требовался новый хит. «Стоунз» возглавляли чарты с лета 1964 года, и победную серию не хотелось прерывать. Однако новому претенденту на первую сторону сингла не хватало фирменной атмосферы цинизма и грубости, которые подпитывали предыдущие хиты The Rolling Stones:

Тем не менее, они взялись на «Paint It Black», которая поначалу не соответствовала ураганной мощи её предшественников. Затем басисту Биллу Уайману пришла в голову необычная идея. Он улёгся под орган «Хаммонд» и сыграл басовый рифф на педалях кулаками. Тут же песня обрела необходимый вес!

Гитарист Брайан Джонс был готов добавить больше красок, но не с помощью гитары. В группе он потерпел неудачу в борьбе за власть. Зато получил возможность украшать треки Мика и Кита диковинными звуками. Брайан добавил восточных мотивов и зловещий вступительный рифф с помощью ситара — индийского инструмента, который ввёл в рокерский обиход Джордж Харрисон.

Под звенящий голос струны ситара по-новому заиграла лирика Мика Джаггера. Герой песни перенёс внезапную утрату. Он хочет, чтобы цвета вокруг обратились в чёрный, и готов закрасить даже солнце, всё глубже погружаясь в страдания: «Нелегко смотреть вверх, когда весь твой мир чёрный!»

Сингл «Paint It Black» был выпущен 7 мая в США и 13 мая в Великобритании, поднявшись на вершины чартов в обеих странах. Когда группа исполняла «Paint It Black» на шоу Эда Салливана в сентябре того же года, Брайан Джонс в белом одеянии сидел со скрещенными ногами чуть поодаль, блаженно пощипывая внушительный ситар:

Тем временем во Вьетнаме зловещая энергия «Paint It Black» была подхвачена американскими войсками, которые пытались выжить в бессмысленной войне. Грохот барабанов и тревожный гул были звуками опасности, предвестниками надвигающегося ужаса. Графическая выразительность «Paint It Black» была удачно использована на экране Стэнли Кубриком в титрах его «Цельнометаллической оболочки».

Среди бесчисленных каверов «Paint It Black» можно вспомнить два женских и иноязычных: блестящие перепевки француженки Мари Лафоре и итальянки Катерины Каселли.

И напоследок — две радикально разные версии, показывающие скрытый потенциал «Paint It Black». Первая — величественная и богатая аранжировка Лондонского симфонического оркестра, порой звучащая подобно реквиему. Вторая — брутальные, нервные и оголённые до костей 42 секунды от американской панк-группы Half Japanese.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!