В конце XIX века при многих петербургских церквях наряду с официальными сторожами часто находились добровольные прислужники-нищие, помогавшие убирать церковь, мыть полы и т.п. За эту помощь им разрешали получать милостыню в дверях церквей и пользоваться разными пожертвованиями от прихожан.
Насколько прибыльно это занятие может служить примером следующий случай. Однажды послушник Афонского подворья, находящегося на Забалканском проспекте Петербурга, войдя в комнату, где жил один из таких нищих, 77-летний старик Семен Тарасевич, заметил в узле с бельем пачку каких-то бумаг.
Бумаги оказались именными билетами Государственного банка на 13 тыс. рублей. Послушник сообщил о находке настоятелю, который, подозревая неладное, сообщил в полицию. На допросе старик Тарасевич объяснил, что деньги он собрал частично во время своей службы в Инвалидном гвардейском батальоне, частично – во время своего нахождения при церкви. Деньги у него не раз крали, но затем возвращали обратно, в виду того, что билеты были именные.
На себя Тарасевич, конечно, не тратил ни копейки и жил подаянием. В его комнате были найдены остатки сыра и колбасы, полученные им еще на масленицу, и которые он берег к Святой неделе. По словам Тарасевича, он не раз хотел уехать на Афон, но не решался, так как это очень дорого.
Семен принадлежал к мещанскому сословию и был родом из города Слуцка Минской губернии. У Тарасевича на родине жили вполне обеспеченные родственники. Курьезнее всего в этой истории то, что заканчивая свои показания, Тарасевич попросил полицию отправить его на родину за казенный счет.
История была напечатана в «Самарской газете» 5 апреля 1891 года.