Найти тему

5 доказательств, что история Лолиты и Гумберта не про любовь

5 доказательств, что история Лолиты и Гумберта не про любовь

Скандальная «Лолита» Набокова наделала много шума в издательском мире. Ее отказывались печатать, ее запрещали в Англии, Америке, ЮАР, Франции, Новой Зеландии. Ее признавали аморальной и порнографической. Тем не менее, черный пиар, если о нем вообще можно вести речь в связи с этим произведением, сделал свое дело. Лолиту не единожды экранизировали, но особенную популярность обрела киноверсия Эдриана Лайна 1997 года.

Сам писатель был категорически не согласен с критикой романа, и ему пришлось написать свое толкование в ответ недоброжелателям. «То, что мой роман содержит немало ссылок на физиологические позывы извращенного человека — отрицать не могу. Но в конце концов мы не дети, не безграмотные малолетние преступники и не питомцы английского закрытого среднеучебного заведения, которые после ночи гомосексуальных утех должны мириться с парадоксальным обычаем разбирать древних поэтов в почищенных» изданиях», — заявлял Набоков.

Никогда Набоков не признавал, что «Лолита» - это книга о любви. О педофиле, о насилии, об извращениях или больных фантазиях, о травме. Но никогда - о любви.

Гумберт и сам говорит: «…ничто не могло бы заставить мою Лолиту забыть всё то дикое, грязное, к чему моё вожделение принудило её… поведение маньяка, лишившего детства североамериканскую малолетнюю девочку, Долорес Гейз…» Мы видим проблески отчаяния Лолиты, ее падение, ее душераздирающие и бесполезные попытки сбежать из лап Гумберта. Мы слышим, как она плачет ночью. Книга заканчивается меланхолическим осознанием Гумберта того, что он жестоко уничтожил Лолиту, и признанием, что он не только похитил, изнасиловал и украл ее детство, но и что «я ровно ничего не знаю о происходившей у любимой моей в головке и что, может быть, где-то, за невыносимыми подростковыми штампами, в ней есть и цветущий сад, и сумерки, и ворота дворца».

В итоге жизнь Лолиты, как и жизнь монстра, – трагедия. Использованная и оскорбленная, увезенная из школы, отреченная от свободы воли и самостоятельности, лишенная настоящей любви и дружбы, она умудряется вырвать себя из когтей ее похитителя-создателя, но остается слишком надломленной и испуганной, чтобы найти покой.