Найти тему
MobiusBlog

Про Игоря Грабаря, Энди Уорхола и русофилов Австро-Венгрии

Сходил на выставку Игоря Грабаря в Третьяковку. Юбилей. 150 лет со дня рождения. 

Грабарь родился в Австро-Венгрии, из русинов - потомков славян Киевской Руси. У меня был завскладом Йозеф Гливка, зам председателя общества русинов Москвы. Я ему как-то показал свою коллекцию марок Закарпатья, старик был реально растроган. Рассказал, что русины всегда были за Россию, принёс русинские газеты. Русинский язык ближе к русскому, чем украинский. 

Карта расселения русинов
Карта расселения русинов

В Первой мировой австрийцы посадили десятки тысяч русинов в концлагерь «Талергоф» за симпатии к России.

После Великой Отечественной Закарпатье присоединили к УССР. 

В марте 1991 за единый Союз в Закарпатье проголосовало 60%, в соседней Львовской области только 16%, а в Москве - 50%. И после 1991 Закарпатье тоже голосовало за пророссийских кандидатов. Правительство Украины не признавало русинов отдельной нацией и записывали украинцами. 

С середины 19 века в восточных славянских землях Австро-Венгрии шла борьба между старой партией русофилов и новым движением украинофилов. Именно там начиналось противостояние «Русского мира» и «ВIльной УкраIни».

Семья Грабаря была из русинской аристократии. Дед – лидер русофилов Карпатской Руси, отец – депутат парламента Венгрии. Считали русинов частью единого русского народа, выступали за права славян и федерализацию Австро-Венгрии. 

Из-за политики начались проблемы. Отец Грабаря эмигрировал. Мать и деда в 1882 обвинили в госизмене и призывам к сепаратизму славян. Главным обвинителем выступил премьер-министр Венгрии. С «процесса Ольги Грабарь» в Австро-Венгрии начались гонения на русофилов. К счастью оправдали и семья уехала в Российскую империю. 

В начале XX века молодой Игорь Грабарь освоил в Европе технику импрессионизма и вернулся в Россию.

«Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря». (1895) худ. Ф.А. Малявин (1869-1940)
«Портрет художника Игоря Эммануиловича Грабаря». (1895) худ. Ф.А. Малявин (1869-1940)

Серебряный век. Подмосковные усадьбы, солнечные самовары, липовые аллеи, «Неоконченная пьеса…». Картины Грабаря покупали Третьяковская галерея и Русский музей.

Грабарь выработал особую технику пейзажей - не смешивал краски на мольберте. Кстати, логично - в природе цвета чистые: небо голубое, трава зеленая, солнце желтое. Снег и иней получались классно.

Айвазовский - море, Левитан - лето, Грабарь - зима. 

Слева «Февральская лазурь» (1904) худ. И.Э.Грабарь
Справа фрагмент картины, видны мазки несмешанными красками. Картину надо смотреть вживую. Даже хорошая фотография не передаёт впечатление картины.
Слева «Февральская лазурь» (1904) худ. И.Э.Грабарь Справа фрагмент картины, видны мазки несмешанными красками. Картину надо смотреть вживую. Даже хорошая фотография не передаёт впечатление картины.

Создавал многотомную историю Русского искусства. Труд всей жизни.

Октябрьскую революцию Грабарь принял, лет пять был директором Третьяковки, но потом всё-таки оказался недостаточно революционным - сняли.

Все советские мастера живописи воплощали образ Владимира Ильича. По зову сердца. Вкладом Грабаря в лениниану стала картина «В.И.Ленин у прямого провода». Репродукция висела в нашей школе на втором этаже и мой папа, скрытый потомственный монархист, недобро на нее косился: «Телеграмму о расстреле царской семьи читает».

«В.И.Ленин у прямого провода» (1927-1933)
«В.И.Ленин у прямого провода» (1927-1933)

Грабарь писал картину к конкурсу десятилетия Красной Армии в 1928. Готовился долго и основательно. Изучил кабинеты Кремля. Раздобыл посмертную маску Ленина, вылепил и раскрасил бюст. Нашел рабочего ленинской комплекции и изваял фигуру. Подобрал одежду в Музее Ленина. У коменданта Кремля взял ту самую мебель и телеграфный аппарат Бодо. Всё скомпоновал и рисовал с натуры. Времени на подготовку ушло много, конкурс пропустил, это его и спасло. В первоначальном варианте возле телеграфа стояли Председатель СовНарКома Ленин и ГлавКом Красной Армии Троцкий - читали телеграммы с фронтов, но пока Грабарь готовил картину, товарищ Троцкий разоблачил себя как ползучий агент мирового империализма и Грабарь политически грамотно заменил его на верного ленинца Бонч-Бруевича. Картина сделала его классиком соцреализма. В 1938 добавил в копилку соцреализма картину «Ленин и Сталин в рабочем кабинете». Обеих картин на выставке не было. Зря. Хотелось рассмотреть технику ленинианы - в импрессионистских мазках писал, краски не смешивал? Или как? 

Ну, а потом... Академик, Сталинская премия, два ордена Ленина, директор Суриковского института.

Двое детей. Сын - математик, дочь - биохимик. 

Умер в 1960.

Издание «Истории русского искусства» под редакцией И.Э.Грабаря завершилось в 1969.

В прошлом году в Новой Третьяковке была выставка другого великого русина Энди Уорхола.

В 8 классе на уроке географии учительница рассказывала, что по Среднерусской возвышенности проходит водораздел рек Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Две капли дождя упадут рядом, одна попадет на Северной Полюс, а вторую вынесет в Чёрное море, оттуда в Средиземное.  

Семьи Игоря Грабаря и Энди Уорхола жили в паре сотен километров друг от друга.

Родители Андрея Ворголы эмигрировали в Штаты и он стал Энди Уорхолом.

Слева «Автопортерт в шубе» (1947) худ. И.Э.Грабарь. 
Справа «Энди Уорхол. Красный квадрат на Зеленом» фотограф Джеймс Дэвис
Вроде они похожи? Генетика близкая
Слева «Автопортерт в шубе» (1947) худ. И.Э.Грабарь. Справа «Энди Уорхол. Красный квадрат на Зеленом» фотограф Джеймс Дэвис Вроде они похожи? Генетика близкая

Энди Уорхол начал печатать картины с фотографий знаменитостей методом шелкографии. Мэрилин Монро, Кеннеди, Элвис, Мао, Ленин продавались на ура. «Фабрика» Энди Уорхола на Манхэттене открыла новое измерение массовому поп-арту в будущий мир соцсетей и интернета. На смартфоне интересно само изображение, а технику наложения мазков всё равно не видно. 

«Банки супа Кэмпбелл» (1962)
«Банки супа Кэмпбелл» (1962)

Уорхола прославили «Банки супа Кэмпбелл». С жестянками Энди был знаком с детства - мама вырезала из консервных банок цветы, раскрашивала и продавала после гибели отца в шахте. Кстати, суп назван Кэмпбелл в честь шотландского клана. В замке Кэмпбеллов на втором этаже сейчас висит эта картина Уорхола.

Замок Инверэри клана Кэмпбеллов (1746), Шотландия
Замок Инверэри клана Кэмпбеллов (1746), Шотландия

Уорхол так и остался бедным ребенком. До конца жизни он записывал все траты: на такси, на еду…

А иногда отрывался, шел с пластиковым пакетом по ювелирным магазинам Нью-Йорка, скупал все подряд и набивал пластиковый пакет на сотни тысяч долларов. Ювелиры ждали таких походов, они им делали план. Дома Энди просто складывал эту ювелирку. На черный день? Как изголодавшийся на Аляске золотоискатель из рассказа «Воля к жизни» Джека Лондона прятал себе в кровать корабельные сухари. На всякий случай…

После смерти Уорхола залежи ювелирных изделий были проданы с молотка.

Энди сфотографирован Робином Платцером для Newsweek с подарками на день рождения в студии Halston's Olympic Tower в Нью-Йорке, в августе 1978 года.

Хэлстон подарил Уорхолу белую шубу из меха койота за 6500 долларов, а Стив Рубелл подарил ему мусорное ведро, наполненное 2000 однодолларовых купюр.
Энди сфотографирован Робином Платцером для Newsweek с подарками на день рождения в студии Halston's Olympic Tower в Нью-Йорке, в августе 1978 года. Хэлстон подарил Уорхолу белую шубу из меха койота за 6500 долларов, а Стив Рубелл подарил ему мусорное ведро, наполненное 2000 однодолларовых купюр.

Как и родители, Уорхол был греко-католиком (униатом), что не помешало ему стать самым известным голубым Америки. Детей не было.

Я знал его дальнюю родственницу из Львова, Оксану Ворголу, она рассказывала, что родственники Уорхола разделились на кланы и судятся за наследство. Богатые американцы вербуют бедных украинских родственников, чтобы получить больше прав. Затяжная война идёт уже больше 30 лет. 

В прошлом году картину Уорхола «Бирюзовая Мэрилин» продали за 195 млнов$$ - в пятерке самых дорогих полотен всех времён. У много «Мэрилин» разных цветов. Четырем картинам одна ненормальная актриса всадила по пуле в лоб в 1964. Энди не переживал, закрасил дырки и назвал серию «Застреленные Мэрилин». 

«Застреленные Мэрилин» (1964) худ. Энди Уорхол
«Застреленные Мэрилин» (1964) худ. Энди Уорхол

Через пару лет и сам Энди получил три пули в живот от другой психопатки. Год в бондаже. Депрессия. Фобии. 

А вот в Грабаря и его картины психопатки не стреляли…

Подписаться на канал MobiusBlog

-10