Найти тему
Рубикон Истории

Благодаря дальновидности и военному образованию, император смог помочь своему народу победить в войне даже спустя сто лет

Оглавление

Многие вещи в нашей стране отличаются от своих зарубежных аналогов. Железная дорога тоже не стала исключением. Точнее, отличается ширина железнодорожной колеи – у нас она составляет 1524 мм, тогда как в большинстве европейских стран она равна 1435 мм.

Почему так произошло и чем это помогло нашей стране в дальнейшем?

Стандарт туманного Альбиона

О том, почему для российских железных дорог существует много предположений, баек и анекдотов, но всё обстоит достаточно просто. 1524 мм – это ровно пять футов – стандартная ширина для Британии и США времён Николая I. Император просто выбрал один из двух распространённых стандартов.

Тут может появиться логичный, на первый взгляд, вопрос: не лучше ли было бы выбрать общеевропейскую ширину, ведь во Францию или Пруссию можно попасть по железной дороге, а в США нет? Зачем усложнять себе путешествия по Европе?

Тут тоже нет никакой тайны. Это сделано для того, чтобы затруднить продвижение железнодорожных эшелонов потенциального противника. По такому же принципу в армиях разных стран калибр оружия отличался друг от друга, чтобы неприятель не смог воспользоваться трофеями.

Потому-то в России и выбрали американский калибр оружия и стандарт колеи. С ними нам делить было нечего.

Николай провидец

Знал ли император о том, насколько большое стратегическое значение будут иметь железные дороги в грядущих конфликтах и как важно не позволить врагу в полной мере им воспользоваться, остаётся вопросом дискуссионным. Однако уже в 1870 году Европа смогла убедиться в этом на примере Франции. Прусская армия без труда смогла воспользоваться французскими железными дорогами для переброски войск и провианта, ведь ширина колеи была одинаковой. В России пришлось бы перешивать полотно или переделывать свой подвижной состав.

Предвидел ли Николай I такую возможность или нет, но в 1941 году его решение сыграло нам на руку. Немцам для снабжения свой армии приходилось менять нашу колею на общеевропейскую. Эти работы не поспевали за продвижением войск. Нацистская верхушка осознавала эту проблему в полной мере, но для её решения требовалось время, которого не хватало.

Германия сделала ставку на молниеносный разгром Красной армии в приграничных сражениях, а никак не на затяжную войну. Потому вместо подготовки к перешивке такой протяжённой железной дороги в СССР, рейх занимался её развитием в Польше. Гитлер хотел сконцентрировать на границе максимально возможные силы для блицкрига. Снабжение армии было отодвинуто на второй план.

Более того, оккупировав обширные территории СССР, перешивать полотно никто не спешил. Железнодорожным войскам не хватало даже горючего. Когда немцы спохватились, то смогли перешивать всего около 20 км полотна в сутки, а этого было чудовищно мало.

Группе армий «Центр» было необходимо обеспечить поставку 30-35 эшелонов в день, а получали они вдвое меньше. Это сильно снизило наступательный потенциал неприятеля. В то же время отечественные железнодорожники трудились не покладая рук с самого начала войны. Они обеспечивали доставку к фронту большого количества техники, оружия и солдат. Вместе с тем они эвакуировали население, производства и раненых бойцов.

Возможно, Николай I и не был провидцем, но имея военное образование, он вполне мог понимать значение этого предприятия для России, а потому отнёсся к нему со всей серьёзностью. Так или иначе, утверждённая им ширина колеи внесла свою лепту в победу даже спустя сто лет.

Как вы считаете, император оказался прав или следовало соответствовать стандарту соседей?

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и пишите комментарии!