Найти тему
Виктор Никитин

Стоунз - "Street Fighting Man"

Роллинг Стоунз
Роллинг Стоунз

Street Fighting Man открывает вторую сторону альбома Стоунз Beggars Banquet, выпущенный еще на фирме Декка. Они выдали великолепный альбом, который многие до сих пор считают лучшим. Я же считаю, что последовавший за ним Let It Bleed ничуть не хуже. Причем выпущен он был всего через несколько месяцев после "Банкета". Это было "золотое время Стоунз". Они выдали столько шедевров, что им хватило бы до конца жизни. И Sticky Fingers и Exile, и "Суп из головы козла", были тоже отличными альбомами, но "Банкет" и "Пусть льется кровь" - это вершина их творчества.

-2

В конце 60-х годов Кит Ричардс увлекся всякими инновационными штучками. Правда, с высоты сегодняшнего развития техники записи то, что делал тогда Кит кажется смешным и наивным. В основном он экспериментировал со звуком своей гитары. Об этом он много написал в своей книге "Life". Кстати, он уверяет, что иногда и сейчас прибегает к своим стародавним методам записи. А Чарли Уоттс говорил в своих интервью, что он и в конце своей жизни играл на ударной установке, которую он приобрел в 70-х, а "тарелки" даже еще раньше.

Альбомное звучание

В то время как студийные инновации и новые педали эффектов начали захватывать рок-сцену к концу десятилетия, Ричардс предпочел более традиционный индивидуальный подход к получению фирменного гитарного тона для Rolling Stones. Каким-то образом Ричардс обнаружил, что может записывать самые грязные гитарные звуки, используя только акустическую гитару и магнитофон Phillips.

“Играя на акустике, мы перегружали кассетный магнитофон Phillips до такой степени, что при воспроизведении это была фактически электрогитара”, - рассказывал Ричардс в своей книге Life. “Мы использовали кассетный магнитофон в качестве звукоснимателя и усилителя одновременно. Мы пропускали акустические гитары через кассетный магнитофон, и то, что выходило с другого конца, было чертовски электрическим”. (перевод не мой)

Ричардс, как известно, впервые применил эту технику в песне 1968 года ‘Jumpin’ Jack Flash’. Однако именно в том году на "Street Fighting Man" из Beggars Banquet Ричардс усовершенствовал эту технику. Чтобы соответствовать этому звучанию, Чарли Уоттс решил использовать самое простое оборудование, прощу некуда, и в своем исполнении применил детскую барабанную установку.

Чарли Уоттс вспоминает:

“‘Street Fighting Man’ был записан на кассету Кита с моей игрушечной ударной установкой 1930-х годов под названием London Jazz Kit Set, которую я купил по случаю в антикварном магазине и которая до сих пор хранится у меня дома”, - объяснял Уоттс в 2003 году. “Она была в маленьком чемоданчике, и там были проволочные кронштейны, в которые вставлялись барабаны; они были похожи на маленькие бубны (тамбурины) и давали не четкий звук при ударе. … Малый барабан был фантастическим, потому что у него была очень тонкая кожа, но вряд ли бы он выдержал хотя бы половину нашего концерта.
Киту нравилось "играть" с ранними кассетными аппаратами, потому что их можно было перегрузить, и когда они перегружались, они звучали фантастически, хотя они не были для этого предназначены”, - добавил Уоттс о технике записи Ричардса. “Во время тура мы обычно играли в одном из номеров отеля. Кит сидел на подушке и играл на гитаре, и крошечный набор был удобен для такой работы и всегда был под рукой. Мои барабаны в этой песне были действительно громкими по сравнению с акустической гитарой, и их высота слышна сразу с первых нот. Получался отличный бэкбит”.

Ричардс о том же самом, что сказал Чарли:

“Основной трек этого альбома был записан на монокассете с очень искаженной записью, но Philips нас не ограничивал”, - позже заявил Ричардс. “Брайан играет на ситаре; он звучит где-то вдали. Он как бы делает "пометки", которые не прошли бы, если бы мы пропустили все это через пульт. Но на кассете, если мы просто перемещались по комнате, это как раз происходило. Отрепетированное в студии, затем было перенесено на пленку. Потом наложипли на нее перкуссию и бас-гитару. Это был действительно очень электронный трек, под стать времени”. (перевод не очень удачен, возможно у упустил некоторые технические моменты из-за трудности перевода слов Ричардса, извините).

Стоунз как-то не очень часто были замечены в участии в политическом движении. Но, видимо, тоже уловили тенденцию "своих коллег по оружию" Битлз, которые отошли от своих "детских" песенок типа, "I Want To Hold Your Hand" и пришли к "Revolution", также и Стоунз дошли до "Street Fighting Man" и "Gimme Shelter".

Мик Джаггер в 1995 году по-другому рассказывает об этой песне:

"Это был конец 60-х, у нас в Англии все было более или менее спокойно. Но во Франции и США - это было время студенческих волнений. Особенно в Штатах. Но мы как раз в это время были во Франции. Сейчас эта песня вряд ли вызвала бы такой резонанс, как тогда. И я вряд ли бы написал ее сейчас. Мне она вообще не так уж и нравится. Она хороша для своего времени. Но время неумолимо, мы всегда отзываемся на него - тогда это был "Street Fighting Man".

Что бы не говорил Мик об этой песне, но она знаковая для Стоунз - они все чаще начинают с нее свой концертные выступления. И это о чем-то говорит.

Сделаю маленькую ремарку: послушайте, как она звучит на альбоме, и обратите внимание на игру Чарли Уоттса. Почему-то всегда замечаешь детали, когда человека уже нет. Я просто восхищен его игрой, четкой, осмыленной и теперь зная, что часть его партии сыграна на детских барабанах, еще более поражаешься его таланту.

Вот как она звучит сейчас. Эпизод концерта в Гайд-парке. Еще с Чарли Уоттсом.

Но, как всегда, было бы интересно узнать о чем песня, сколько о ней не рассказывай.

Уличный боец

Повсюду слышен звук / Агрессивных маршей /Потому что лето наступило и самое время / Для уличных боев, парень.

Что еще остается бедному парню / Кроме как петь рок-н-ролл? /Потому что в сонном Лондоне / Нет места для уличного бойца, совсем.

Эй, думаю самое время / Для дворцовой революции / Потому что там где я живу все играют / В компромиссные решения.

Эй, все зовут меня «Беспорядок»/ Я кричу и визжу, я убью короля / и всех его слуг.

=============

Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.

Еще о Роллинг Стоунз: