Найти тему

Бригада что надо!

У табельной. 2014 г.
У табельной. 2014 г.

Здесь идут сообща, как костыль и кувалда, путейская дружба и привычка работать по совести. Из-за этого (не из-за премий и наград!) молодой монтёр идёт менять плеть в «окно», скрыв от бригадира озноб и жар... А стажист учит «новобранцев» не только укладывать шпалу, но и чисто житейскому – как сберечь от октябрьской сырости бересту для костра на завтрашнем коротком привале...

Вот и накануне профессионального праздника, в 7:15, когда станцию окутывает туман, у табельной линейного участка №5 Хилокской дистанции пути уже мелькают оранжевые пятна «желтух». Путейцы приходят пораньше – узнать «фронт работ», погрузить инструменты.

Самые «жаворонки» успевают подымить на крылечке, поделиться последними новостями. Потом бригады дружно ухнутся в очередной рабочий день на июльском солнцепёке, когда сам чёрт – и тот дремлет в тени...

День казался бы ещё длинней, а шпала увесистей, если б не «дуэт» Анатолия Мартюшева и Константина Худякова. На дороге – долгие годы. Уж внучат пестуют, а «Кривое зеркало» им в подмётки не годится.

И надо мной подшучивают:

– Случай тебе надо? Пиши: как-то раз у пассажира проходящего поезда случилось несварение желудка, а наш брат-путеец зазевался на насыпи...

Табельная сотрясается от хохота: вспомнили!

– Самое трудное в работе путейца? Так известно что: зимой – холод собачий, летом – жара.

– Достижения? Как же без них. Есть у нас в бригаде... отец-героиня – пятеро детей! За это по сегодняшним временам надо медаль давать, – кивают на Александра Богданова, и за балагурством проскальзывает: парня-то уважают – семья у него, и правда, большая, дружная.

Не потому ли так крепко трудовое братство, что самые дорогие сердцу моменты часто случаются аккурат в рабочий день.

– Меняли раму, – рассказывает Виктор Соловьёв. – И дежурная объявила по громкой связи, что у меня сын родился!

– Раму-то заменили? – улыбаюсь.

– Обижаешь!

Молодёжи в коллективе больше, чем «стариков», и когда добрые вести из роддомов зачастили, стажисты-юмористы опять «отчебучили»: давайте, мол, ребята, и нам хотя бы раз в полгода скидываться – «на бездетность».

Но это так, шутя. Каждый знает: радость случится – за тебя дружно порадуются, подарят коляску новорождённому хушенгинцу, а беда в дом постучит – как один, придут и помогут.

Вместе провожали в последний путь Валентина Хохлова, доброго товарища, много лет проработавшего на путях, и – самая недавняя горькая потеря – молодого железнодорожника Виталия Осинцева.

Вместе, как август силу наберёт, выезжают на выходные в кедрач. К тяжёлой работе (колот весит, ни много ни мало, 50-70 кг!) путейцы приучены. А когда рядом товарищ, проверенный на путях, можно не то что в кедрач – в крещенскую прорубь! Традицию прорубать иордань на Хилке возродили опять-таки наши знакомцы.

Вместе благоустраивают табельную – чайник купить, территорию выскрести... Особенно славилась порядком хушенгинская табельная, когда мастером работал Николай Логинов. Его путейцы и сейчас вспоминают добрым словом: к ним был строг, но и за них – горой. Много лет руководил коллективом Сергей Овчинников (сегодня – мастер участка ПЧ-2).

– Отличный коллектив подобрался, – говорит Сергей Александрович о линейном участке №5. – Люди надёжные. Опыт за плечами большой. Многие – рационализаторы. Могут и механизацию наладить, и отремонтировать, что надо. Работают дружно, слаженно...

Линейный участок делится на несколько бригад, у каждой – свои обязанности и бригадиры. Но в целом – это одна большая команда, своего рода семья, где знают друг друга «с младых ногтей», мирятся с «тараканами» в головах (семья ведь!) и гордятся незаурядными талантами, которых тоже немало.

Самые заядлые рыболовы – Вадим Капустин и братья Михаил и Николай Волковы (эх, хороша жареная щука на свежем воздухе, да после физических нагрузок!).

Самый знаменитый охотник, балующий коллег дичью в сезон, а также крупный специалист по разведению костра в любых погодных условиях – Виктор Сластин, или «дядя Витя», как уважительно зовёт его дорожная молодёжь. Через полтора года – на пенсию, но в работе молодым фору даст. Опытом делится охотно: главное – поближе держись да не ленись.

Самый мастеровитый по части столярного дела – Александр Паньков: такие черенки справляет путейским лопатам – на ВДНХ не грех выставлять! В его знатную мастерскую, где он делает всё – от мебели до ворот, я заглядывала прошлой весной.

Ещё одна уникальная личность – Василий Мигрин. Руки у человека растут, что называется, откуда надо. Настроить «тарелку» для телевизора, отремонтировать бытовую технику – бегут к нему. Глаза у Василия Ивановича светлые-светлые, в них бьётся мысль и... тяга к изобретательству. Мечтает в Индии побывать. И обязательно побывает: один из первых «распробовал» отдых в корпоративных здравницах на Алтае. Лечебные грязи для натруженных путейских рук – самое оно.

Бригадный великан Артём Трофимов в детстве, как многие мальчишки, мечтал стать космонавтом. Теперь «летает» по насыпи. Бригадир! А после работы отстраивает дом по всем правилам солидного домохозяйства.

Кроме Трофимова, бригадирствуют Анатолий Капустин, Андрей Сущих и Михаил Волков. Тех, кто работает под началом Волкова, так и называют для удобства – «волки»! А капустинские своего бригадира ещё и за то уважают, что, если аврал, Анатолий засучит рукава и поможет бригаде, как рядовой путеец.

– Всего по станции Хушенга – 30 человек путейцев, – уточняет мастер Василий Выскубов. – Дольше всех работают Виктор Кожевников, Анатолий Мартюшев, Константин Худяков, Владимир Сущих. Из самых молодых по стажу и возрасту – Пётр Потехин (всего месяц на путях!). Максим Кузьмин работает почти два года, и неплохо показал себя.

На «каторжную» работу монтёра пути на деревенском рынке труда большой спрос. Но если появляется соискатель на вакансию, весомое слово – за бригадой: старался схорониться в холодке на сезонных работах – на путях тебе делать нечего; на вид не богатырь, но работаешь на совесть – примут в коллектив с радостью.

И право слово, быть частью этого коллектива – большая честь.

⏳2014