Сегодня мы попытаемся проанализировать ситуацию на рынке российского искусства не на основе анализа «уличных сделок», детали которых, как правило известны только лицам в них участвующих, а на основании результатов проведенных за последнее время публичных аукционов. И в случае, если данный анализ будет интересен читателям, то будем проводить его еженедельно или два раза в месяц, в зависимости от значимости итогов аукционных недель. При этом, сразу оговоримся, что речь идет об изобразительном искусстве XX и XXI веков. Предметы антиквариата, такие как нумизматика, фарфор, торевтика, мебель и тому подобное в данном анализе не участвуют.
Итак, по нашим наблюдениям в настоящее время рынок российского искусства переживает очевидное оживление, которое выражается в колебаниях цен на работы определенных авторов и в качестве, и количестве предлагаемых работ на аукционах. Что же влияет на рынок и каковы перспективы его развития?
Прежде всего, давайте поговорим о предпосылках такого оживления. Как бы этого не хотелось, но произведения российского искусства, к сожалению, не остались в стороне от событий, происходящих в мире, в том числе не смогли увернуться от грянувших международных санкций в отношении России.
В чем это выразилось? Аукционные дома «Sotheby’s» и «Christie’s» отменили свои традиционные русские торги, которые проходили в конце каждого года и специализированные аукционы русского искусства. Наш источник сообщает, что весь отдел русского искусства в Christie’s расформирован. Аукционный дом «MacDougall’s» (Лондон), специализирующийся исключительно на русском искусстве, также прекратил аукционную деятельность. Есть мнение, что может окончательно закрыться или переориентироваться на другое искусство, что будет довольно затруднительно в условиях жесткой конкуренции между западнымиаукционными домами. В то же время, аукционный дом «Shapiro», находящийся, между прочим, в США, 10 октября 2022 года провел аукцион под названием «Important Fine Art». Первые лоты аукциона были представлены европейским искусством в том числе русскими художниками-эмигрантами, но уже после 100 лота появились К.Коровин, К.Юон, И.Репин, а дальше — чeредуясь с произведениями иностранных мастеров шли работы нонконформистов Л. Сокова, О. Целкова, В. Калинина, А. Гроситского и других.
Аукционный дом «Bonhams» 8 ноября 2022 года провел аукционные торги в Париже с куда более смелым и очевидным названием «Rebel spirits: Non-conformism art from important European collection». С одной стороны, в названии нет никакого указания на Россию, но если кто-то и догадался, то там ясно сказано, что все лоты из европейских коллекций, то есть «не российские» и, в конце концов, надо же это как-то продавать. В торгах участвовали работы В. Ситникова, О. Целкова, Е. Рухина и других.
И хотя два последних аукциона вселяют надежду, что не все потеряно и у коллекционеров из России есть возможность дотянуться до работ российских мастеров из мировых коллекций, не все так просто.
Во-первых, регистрация на аукцион «Bonhams» позволяла российским покупателям только наблюдать за ходом аукциона, делать ставки они не могли, если в регистрационной форме значился российский паспорт или (даже) российское место жительство. Во-вторых, возникает вопрос об оплате данных работ. И в-третьих, если нигде за пределами России у вас нет возможности разместить свои работы(развесить или же просто оставить на хранение), то вопрос с доставкой выигранных лотов не только крайне дорогой, но и занимает очень много времени без всякой гарантии, что где-нибудь все ваши приобретения не остановят, арестуют, или бессрочно разместят на каком-нибудь складе временного хранения.
Другими словами, предложение русского искусства за рубежом если не совсем исчезло, то весьма сильно сократилось. Также необходимо учитывать, что нашего искусства там довольно много. Интерес же российских коллекционеров не уменьшился, а только вырос. Кроме того, очевидно, что и ряды самих коллекционеров увеличились. Мы также считаем, что с учетом окружающих нас обстоятельств, увеличилось и количество желающих приобрести выставленные лоты как инвестиционные вложения. И это все привело к тому, что владельцы работ российских художников XX и XXI веков осознали, что самое время продавать. Именно это и оживило рынок, на котором появились произведения и другого качества, и других имен (которых ранее не было), и других ценовых категорий.
Вот некоторые любопытные факты проведения аукционов за последние несколько недель.
25 октября 2022 года на российском аукционе «ArtSale» была продана картина С. Шаблавина «Зима-Сумерки» (холст-масло; 70 × 100; 1998 год) за 1 500 000 рублей (25 000 евро). Надо сказать, что за работу шла отчаянная борьба. Ровно через месяц работа С. Шаблавина «День и вечер» (холст, масло; диаметр 84 см; 1982 год) была выставлена на ранее упомянутом аукционе «Bonhams» с эстимейтом 8 000 – 10 000 евро, но не была продана, так как никто не сделал ни одной ставки, которые начинались с сумм гораздо меньших, чем нижняя граница заявленного эстимейта. По динамике и результатам торгов очевидно, что в них принимали участие опытные коллекционеры. Ни один качественный лот не остался без внимания, даже несмотря на нижние границы эстимейта. Так, женский портрет В. Ситникова был продан за 16 575 евро, что в 8 раз превысило его эстимейт. Наряду с этим, С. Шаблавин остался без внимания (в отличии от российского рынка). Можно, конечно, возразить, что работа на «Bonhams» другого качества, но, как говорится, у каждого свой вкус. На наш взгляд, она не уступает работе «Зима-Сумерки». Это указывает как раз на то, что российские коллекционеры на западных аукционах крайне осторожны и разборчивы, понимая, что после приобретения еще предстоит много расходов. И эти условия стимулируют спрос на российском рынке и как результат — рост цен.
В качестве дополнительных доказательств этого факта приведём ещё два весьма любопытных примера. 11 ноября 2022 года на аукционе «ART investment» была продана графическая работа В. Яковлева «Белый цветок» (бумага, гуашь; 71 × 48; 1979 год) за 1 888 000 рублей (31 500 долларов) (!).
Вне всяких сомнений, Владимир Яковлев —признанный мастер нонконформизма, а сама работа является выдающимся примером его творчества. Но, стоимость работы — это абсолютный ценовой рекорд его творчества. Данный пример не может не радовать высокой оценкой произведений художника, и все же, знающие специалисты согласятся, что на это однозначно повлияли и иные рыночные условия, о которых мы говорили ранее.
Второй пример — это работа Д. Краснопевцева «Натюрморт среди плит» (оргалит, масло; 54,5 × 67,5; 1967 год), которая была выставлена на аукционе «ArtSale» 25 октября 2022 года. Не смотря на предлагаемую покупателями цену в размере 7 500 000 рублей (125 000 долларов), картина так и не была продана в связи с тем, что не достигла заявленной резервной стоимости.
Это весьма характерный пример того, как изменилось отношение к стоимости работ их владельцев. Понимая происходящие изменения на рынке, оценка предлагаемых к продаже произведений резко поползла вверх. Кстати, 8 ноября 2022 года картина Д. Краснопевцева «Завернутая чаша» (оргалит, масло; 54 × 37,5; 1972 года), выставленная на том же «ArtSale», также не достигла резервной стоимости и не была продана при весьма привлекательном ценовом предложении.
Мы будем продолжать следить за предстоящими аукционами на всех доступных торговых площадках, анализируя их результаты и освещая, на наш взгляд, наиболее интересные сделки с произведениями российского искусства. К слову, все с нетерпением ждут аукциона галереи «Совком», который состоится 23 ноября 2022 года на «Bidspirit». В нем заявлено очень много интересных лотов с весьма неоднозначными ценовыми параметрами. Будет о чем поговорить.
Текст: Q-ART GALLERY