Здравствуйте, уважаемые читатели и гости канала! Между Москвой и Санкт-Петербургом раньше ходил пассажирский поезд №197/198. Путь занимал около суток и пролегал в обход главного пути ОКТ ж/д (Октябрьской железной дороги). Этот поезд уже давно прекратил свое существование, но многие пассажиры до сих пор грустят о нем.
Пассажирский поезд №197/198 между Москвой и Санкт-Петербургом имел нестандартный маршрут. Он вообще не следовал по главному пути Октябрьской ж/д, а обошел так называемый "Мологский путь".
Красная линия на карте показывает приблизительно маршрут поезда. Синяя линия - основной маршрут (главный ход ОКТ. ЖД).
Поезд отправлялся из Москвы с Савеловского вокзала и прибывал на Витебский в Санкт-Петербурге. Поскольку поезд проходит через множество станций, а скорость движения по "Мологской дороге" сильно ограничена, то время в пути следования достигает одного дня. Но расстояние не намного больше, чем по прямой линии. Протяженность маршрута составляет 807 км (примерно на 157 километров больше, чем на главном ходу).
В СССР и в 1990-е годы основным назначением поезда было доставлять пассажиров из Москвы и Ленинграда в населенные пункты, которые расположены вдоль железной дороги. Речь шла о населенных пунктах, таких как: Кимры, Калязин, Сонково, Кашин, Будогощь, Кириши и т.д.
Вот расписание движения поезда на 1990 год.
Эксперты пишут, что на весь маршрут продажа билетов была закрыта. Это было сделано для того, чтобы кассиры по неосторожности не продали билет на поезд из Москвы в Ленинград (Санкт-Петербург), который идет не 9-10 часов, а в 3 раза дольше.
"Это было похоже на какой-то магазин или ларек".
На рубеже 90-х и нулевых годов поезд был отменен. Вот что пишет исследователь Алексей Вульфов в своей книге "Повседневная жизнь железной дороги"
Но окончательный и решающий удар по ней (линии) нанес в 2000 году Г.П. Комаров, бывший начальник ОКТ ЖД, известный возмутительным характером большинства своих нововведений: он перевел линию, как и некоторые другие второстепенные линии железной дороги, на 12-часовой суточный график (как какой-то магазин или ларек!).
А когда-то между Москвой и Ленинградом курсировал поезд №198, знаменитый тем, что находился в пути целые сутки - он не только использовал "обходной" маршрут, но и останавливался на каждой станции. В основном им пользовались жители Новгородской и Тверской областей. Данный пассажирский поезд, покидавший Савеловский вокзал города Москвы и прибывавший на старинный Витебский вокзал Ленинграда, был также отменен "Комаровым".
Поезд представлял интерес не только для жителей окрестностей железной дороги, но и для любителей железных дорог. Многие из них сейчас борются за восстановление этого поезда, убеждая железнодорожную администрацию, что этот поезд важен для жителей отдаленных поселков, а в случае нехватки этих пассажиров, то на нем будут ездить пассажиры из Москвы в Санкт-Петербург, любящие железнодорожную романтику. Этого было бы достаточно, чтобы установить нормальное расписание.
Чтобы проехать полный маршрут поезда №197/198 сейчас, можно сесть на поезд Москва - Рыбинск до Сонково, а затем продолжить свое путешествие на пассажирском поезде Рыбинск - Санкт-Петербург. Поезд ходит раз в неделю, поэтому, если вы выезжаете из Москвы в пятницу вечером, вам придется провести в Сонково два дня - субботу и воскресенье - прежде чем продолжить путь.
А Вам доводилось путешествовать на этом поезде?