Павел Басинский и Екатерина Барбаняга снова (первой была книга "Соня, уйди") позволили нам послушать свой диалог, роман-диалог. Почему говорю "послушать"? Потому что, читая, действительно слышишь разговор двух писателей (может быть, больше журналистов в данном случае) с разным голосом, разным взглядом и с разной оценкой всего.
И даже если последняя императрица России не героиня Вашего романа (как у меня), книгу стоит прочесть. Павел Басинский - один из сильнейших (умнейших и интереснейших) авторов.
Акцент в книге, как следует из названия, смещён на Александру Фёдоровну: детство, юность, семья, бабушка Виктория, Николай, Россия.
Вот, например, какими игрушками баловались внучата королевы в Букингемском дворце.
" Для детей была сооружена забавная игрушка: большой механический тигр. Хвост его был своеобразным рычагом, и если его повернуть, то "зверь" начинал рычать, открывал пасть и глотал игрушечного солдатика в русской военной форме.
Наверняка и малышка Алиса соревновалась с сёстрами и кузенами, кто из них "съест" больше русских".
Ещё несколько цитат.
"... в России до революции национальность не являлась определяющим признаком личности. Главным было вероисповедание".
"... к концу XIX века в русских царях не осталось ни одной капли русской крови".
"... именно по немецкой крови будущие император и императрица были родственниками".
Интересно было узнать о литературных предпочтениях царской четы. Например, Алиса учила русский язык по рассказам Льва Толстого. А на столике около её дивана Священное Писание соседствовало с "Происхождением видов" Чарльза Дарвина. А вот Николай любил творчество Чехова, Тургенева, Толстого и Гоголя. Читал романы Гюго и Диккенса. А в последние годы его забавляли рассказы Тэффи и Аверченко.
И всë-таки, всё-таки...
"... правление Николая II. Одно несчастье за другим. И всё это падало мрачным пятном не только на него, но и на жену. Начало её царствования сопровождалось целой чередой "дурных" знаков и предзнаменований. А учитывая, что и Алиса и Николай были склонны к мистицизму, это не могло не отразиться на их психологии и понимании собственной судьбы".
Тяжёлые и трагические страницы истории. Истории российской, но и... человеческой, родительской.
Павел Басинский:" Как ни странно, но самое впечатляющее описание расстрела царской семьи я прочитал у Роберта Масси - американского автора. Оно потрясает именно тем, что в нём отсутствуют всякие эмоции и любая оценка этого события. Это просто хроника короткого ужаса... "
Эта хроника приведена в книге. И я, конечно же, не буду её цитировать. Но скажу, что не меньший ужас у меня вызвало процитированное в конце книги письмо короля Англии Георга V родной сестре Алисы Виктории после трагических событий в России. Это за гранью моего понимания.
P. S. У Фёдора Сологуба есть короткий рассказ "В толпе" о трагедии на Ходынском поле во время коронации Николая II. Рассказ пронзительный и страшный, но таковы страницы нашей с вами истории. Прочтите.