Найти тему
A & П.

Недостатки в качестве товара, работы или услуги: виды недостатков с точки зрения закона. Пять факторов существенного недостатка

Недостатки в качестве могут быть явными, а могут быть скрытыми.

Явными считаются те недостатки, которые могут быть выявлены при передаче товара (результата выполненной работы).

Скрытые недостатки не могут быть установлены в процессе передачи товара (скрытые трещины под обивкой мебели и пр.) и иногда дают о себе знать лишь в процессе использования товара, в том числе по истечении длительного промежутка времени. К скрытым дефектам также относятся те, которые предприниматель скрывает умышлено.

Наиболее полное определение возможных недостатков (дефектов) в отношении продукции содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Продукция в данном ГОСТе рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности.

В частности, указанным ГОСТом устанавливается определение «дефекта» - какого-либо отклонения в показателях качества товара, работы или услуги от значений, допустимых в нормативной документации. Примерами дефектов могут быть: выход размера детали за пределы допуска, неправильная сборка или регулировка (настройка) аппарата (прибора), царапина на защитном покрытии изделия, недопустимо высокое содержание вредных примесей в продукте, наличие зазубрин на деревянном изделии и т.д.

Определяется также термин неисправность – состояние, в котором результат трудовой деятельности, имеющий материальное выражение, не является исправным. В таком состоянии продукция может иметь один или несколько дефектов.

Явный дефект - дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытый дефект - дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Критический дефект - дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

«Браком» именуется продукция, передача которой потребителю невозможна из-за наличия дефектов. Брак может быть устранимым и неустранимым.

Для Закона «О защите прав потребителей» главенствующее значение может иметь вопрос определения «существенный недостаток». Подробное его определение (критерии существенного недостатка» наличествуют в постановлении Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17.

• Первым фактором невозможности использования в целях:

- для которых данный товар (работа, услуга) обычно используется (в обычном назначении);

- в целях о которых потребитель сообщал продавцу;

- в целях, отраженных в описании товара.

• При этом, существенный недостаток товара (работы, услуги) должен не только лишать возможности использовать его в обычных и иных целях, но и быть неустранимым.

• Таким образом, неустранимость + невозможность использования = существенный недостаток товара.

• Вторым самостоятельным фактором существенного недостатка может являться фактор расходов на устранение недостатка. Если для устранения дефекта требуется сумма, близкая к стоимости товара или равная ему – недостаток существенен.

• Третий фактор – время. Если для устранения недостатка требуется больше времени, чем стороны договорились в соглашении (максимальный срок для устранения недостатка в договоре – 45 дней), недостаток существенен. Если оговорки о сроке ремонта в договоре нет, то берется обычно необходимое для ремонта данным способом время. Если потребитель полагает, что времени прошло больше, чем необходимо в рамках обычного оборота – он может ссылаться на существенность недостатка.

• Четвертый комплекс факторов: неоднократность появления недостатка + невозможность использования товара в целях:

- для которых данный товар (работа, услуга) обычно используется (в обычном назначении);

- в целях о которых потребитель сообщал продавцу;

• - в целях, отраженных в описании товара.

При этом под неоднократностью появления недостатка подразумевается его появление 2 и более раза. Если недостаток проявляется повторно после его устранения (т.е. после проведения соответствующих ремонтных мероприятий), то это порождает отдельное самостоятельное основание для признания недостатка существенным.

Резюмируя, пять факторов определения существенного недостатка:

1. Невозможность использования + неустранимость;

2. Существенная стоимость устранения;

3. Существенное время на устранение (свыше договорного срока или существенное);

4. Многократность проявления;

5. Повторность проявления после ремонтных мероприятий.

В отношении технически сложного товара фактор существенного времени на устранение недостатка детализирован: если время на устранение недостатка технически сложного товара превышает 30 календарных дней в течение каждого гарантийного года, недостаток является существенным.

Подписывайтесь на канал! 👍

Обращайтесь с Вашими юридическими вопросами, ответим бесплатно (по мере возможности): Punkt-pomoshi@yandex.ru

Требуется помощь с составлением договора? А может - претензий, жалоб, исков, апелляционных жалоб, ходатайств, иных процессуальных документов?

Напишите на электронную почту: Punkt-pomoshi@yandex.ru

Успехов!