Фильм, прославляющий крутость бойцов ЧВК «Вагнер», при всех своих достоинствах лишён чего-то самого главного, и в нынешних условиях это очень печально.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.
Известный в России бизнесмен Евгений Пригожин продолжает рекламировать принадлежащую ему армию наёмников под названием ЧВК «Вагнер» при помощи художественного кино. В 2022 году, в дополнение к ранее вышедшим «Солнцепёку» и «Туристу», он выпустил следующий фильм о том же самом – на сей раз с громким и безвкусным названием «Лучшие в аду». В отличие от предшественников, новая картина посвящена не каким-то там «локальным конфликтам», не касающимся её зрителей напрямую, а той «невойне», которая постепенно начинает затрагивать всех людей, живущих в России.
«Лучшие в аду» показывают нам хронику одного полуторачасового боя, идущего как бы в реальном времени (в кадре даже присутствует секундомер с обратным отсчётом). Группа, названная просто «белыми» – по цвету повязок на конечностях – пытается занять четыре здания, которые обороняют «жёлтые». Завязывается жестокий бой с применением миномётов, артиллерии, беспилотников, танков, а в конце – даже авиации.
Фильм представляет собой великолепное пособие «для чайников» по тактике современного городского боя и в то же время выдающийся образец батального жанра. За эти полтора часа зритель узнает о реальной войне гораздо больше, чем за год чтения телеграм-каналов, а уровень съёмок не уступит никакому Голливуду. Видно, что делом занимались профессионалы – причём не только военные, но и киношные.
Очевидным образом напрашиваются аналогии со снятым в годы Первой чеченской «Чистилищем» (судя по названию, авторы «Лучших в аду» соревнуются с картиной Александра Невзорова сознательно). По своему художественному уровню эти две ленты соотносятся примерно как «Запорожец» и Land Cruiser – разумеется, не в пользу хлама из 90-х.
Проблема «Лучших в аду» заключается не в в том, как реализована идея – это сделано безупречно – а в самой идее. В начале и конце фильма мы видим следующую надпись, которую для надёжности повторяет закадровый голос: «У нас есть контракт. Контракт с компанией. Контракт с Родиной. С совестью. И мы будем исполнять его до конца. Живыми или мёртвыми. Мы знаем, что попадём в ад. Но в аду мы будем лучшими».
Этот подростковый сатанизм в других обстоятельствах очень бы умилял, но не в наше непростое время.
О чём говорят эти строки, родившиеся в неком спутанном сознании? Очевидно, о том, что никакого смысла в жестокой бойне, учинённой на экране, нет – помимо «контракта» (то есть, очевидно, денег). Темы «Родины» и «совести» в фильме не раскрываются вообще никак – они там просто отсутствуют. Из чего-то помимо технологий уничтожения нам показывают разве что сцену с иконой, на которую попеременно крестятся солдат «жёлтых» и солдат «белых», а также обмен информацией между двумя противниками о том, что их деды в своё время дошли до Берлина. Эти моменты только подчёркивают бессмысленность происходящего.
Но почему-то ведь эта бойня происходит, не так ли? Однако у Пригожина и его «творческого коллектива» ответа на данный вопрос нет.
Из чего-то похожего на мотивацию нам говорят только о том, что место любого настоящего мужчины – на войне (такой духоподъёмной фразой приветствуют свежее пополнение, прибывшее на фронт). Однако на всех войнах, известных историкам, почему-то всегда работала такая вещь как военная пропаганда, объяснявшая оторванным от мирных дел мужчинам, почему же они должны идти на смерть. Кажется, Пригожин и Ко решили, что этот «буржуазный пережиток» нам больше не нужен – умереть можно пойти и просто так.
И всё-таки в сознании создателей и заказчиков фильма свербит мысль о собственной убогости. Отсюда, видимо, и проговаривание того, что впереди их ждёт ад.
Как говорится, ради Бога. Ад или рай – это личный выбор каждого. Интересует только одно: почему такое кино показывают людям в стране, ведущей во… извините, «специальную военную операцию», и не показывают ничего другого, более позитивного? Чего-то, что вело бы к попаданию в рай, например? Что-то вроде защиты своего народа, своей веры, своей земли, наследия своих предков. Ведь, кажется, мотивации пойти умереть просто потому, что ты мужик и умирать круто, может оказаться недостаточно. И в России за её многовековую историю призывали умирать «за царя и Отечество» и «за Родину, за Сталина», но никак не за «контракт». Может, и в этот раз лучше придерживаться проверенной схемы?
К Пригожину особых вопросов нет – у него же «частная компания», и он её крайне удачно прорекламировал. Вопросы к тем, кто разрешил ему это сделать, в критический для страны момент подменяя русскую армию сворой наёмников, а патриотизм – пропагандой ада. У вас с головушкой-то всё нормально, ребят?