1 часть
Пришлось поделить на три части, меньше не получается.
Приемный ребенок ворует. Что делать? А вдруг у него «дурная наследственность»? Именно воровство становится частой причиной возврата ребенка в детский дом. Можно ли справиться с этой проблемой?
Я перелопатила груды литературы, перепробовала кучу разных методик и советов, когда столкнулась с этой проблемой. Не знаю, какая сработала, но воровство мы искоренили. Хочу поделиться с приемными родителями своими знаниями.
Проблема детского воровства мало изучена, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Очень много информации я почерпнула у психиатров, работающих с девиантном поведением.
Вспомните свое детство, своих кровных детей, каждый когда-то впервые взял что- то чужое. Вспомнили? А как у нас с наследственностью? Эти воспоминания могут быть связаны с разными состояниями и чувствами. Это опыт, который переживает любой ребенок в своем развитии.
Но есть одно, но… после «профилактической» работы которую проведут родители с домашним ребенком, воровство прекращается. А вот чувство стыда остается на всю жизнь. Именно это чувство стыда ограничитель, самоконтроль при повторном желании что-либо украсть.
С приемными детьми так не выходит. Это связано с отсутствием морально-этических норм, плохо развитой эмпатии. У детей-сирот отсутствует чувство стыда, поэтому они не раскаиваются в совершенном проступке. Не секрет, что кровные родители вели асоциальный образ жизни. Какой пример показали?
Они сформировали у детей понятие «воровство – это норма жизни». Никакого наказания дети за него не несли. Очень часто детям приходилось воровать, чтобы выжить, прокормить себя, получить понравившуюся игрушку. Алина лазила в окошко к соседу за едой. «Мама, дядя Саша очень богатый. У него всегда на кухне были бутерброды. Иногда лежали конфеты. Я не все забирала. Часть оставляла. Я правильно делала? Ведь ему тоже надо кушать» Я не за что не поверю, что дядя Саша не замечал воровство. Молчал. Выходит, поощрял и разрешал. Зачем?
Давайте разберем сначала возрастные особенности детей.
1-3 года.
Дети до трёх лет «своего» и «чужого» не различают вообще. С этим понятием их надо постепенно знакомить. Я думаю, здесь все понятно.
3-7 лет.
В этом возрасте появляется стыд – ребёнку неприятно, когда он где-то «накосячил». Ребенок еще не умеет рассуждать, но ориентируется на эмоции значимых взрослых: «если мама расстроилась, значит я плохо поступил»
Желание получить одобрение и боязнь расстроить любимых людей в этом возрасте действует гораздо сильнее наказания. Если ребенок сделал, что-то неправильно, ему нужно объяснить в чем ошибка и предложить «правильную» альтернативу. Обязательно уделить внимание эмоциям. Проговорить с ребенком, что чувствуют окружающие люди.
Вспомнился случай с родным сыном. 90 годы. Сыну около 4 лет. Он подслушал в детском саду разговор ЛЮБИМОЙ воспитательницы с няней, что зарплату задерживают и она понятия не знает, что делать. Сын знал, где в доме хранятся деньги. Как специально, мне выдали зарплату. Он залез в шкатулку, строго поделил пополам (счет, конечно еще не знал, но строго одну денежку маме, одну воспитательнице!) и отнес в детский сад.
Вечером мне воспитательница вернула деньги и все рассказала. Больше запомнились слова сына: «Мама, но ты же говорила надо делиться! А Любовь Александровне хлеб не на что купить!» Как ругать сына за его «чувства»? Провели беседу, пошли в магазин и купили разных булок отнесли воспитательнице.
Очень хорошо, что она все поняла, сына поблагодарила. Он был счастлив. Больше случаев с воровством у сына не наблюдалось. Хватило беседы. Но, конечно я постоянно разговаривала с сыном «о жизни», заостряла внимание на хороших и плохих поступках.
С приемной дочкой мы тоже постоянно беседуем, прорабатываем и разыгрываем разные с ней ситуации. Первые сдвиги в самосознание стали хорошо заметны, только через ТРИ ГОДА, проведенные со мной. ДВА ГОДА мы бились с воровством, с переменным успехом.
Заметила, странную закономерность: сегодня ссора, истерика, какой-то не приятный случай – завтра обязательно воровство. Алина вроде, как восполняла эмоциональный баланс. Сегодня меня обидели, завтра я вас.
7-12 лет.
В этом возрасте очень важно мнение окружающих. А мотивами воровства могут быть эмоции, например, «у него много, а у меня нет». Если воровство произошло, нужно избежать публичной порки. Сначала выслушать версию ребенка, убедиться, что это он сделал (а не подставили) и постараться понять мотивы. Обязательно задействовать ребёнка в исправлении ситуации.
Пойти вместе с ним извиниться, желательно не перед всем классом. Проговорить с ним все эмоции свои, его, потерпевшего: «мне очень стыдно за тебя» Привлечь ребенка к возмещению ущерба: «я сейчас заплачу за тебя, но в ближайшее время ты лишаешься карманных денег» или….
Работая над проблемой воровства ребенка, приемным родителям нужно помнить, что с 9–10 лет у детей формируется способность самостоятельно контролировать свое поведение и следовать социальным нормам. С этого возраста воровство (многократное!) называется девиантным поведением.
С 9–10 лет детей с подобным поведением ставят на учет в полиции, могут направить в специальный интернат для детей с девиантным поведением.
12-16 лет.
В этом возрасте очень важен социум для ребёнка. Он понимает, что отношения в группе могут быть разные. Например, имея деньги, можно «купить друзей».
Имея какую-то вещь: «купить статус». Поэтому подростки идут на кражу. Также встречаются случаи: кража «на спор» или кража с целью «наказать» кого-то. Нужно обязательно выяснить причину и проработать. С 14 лет подросток, совершивший воровство, уже несет уголовную ответственность.
Подросток, сменивший в жизни не одну приёмную семью, регулярно «ворует по мелочи». У него постоянно оказываются линейки, ручки, ластики, которые «нашлись в школе». Хотя нужды в них ребёнок не испытывает.
В эмоциональном развитии приёмные дети могут сильно отставать от своего «паспортного» возраста. Нужно учитывать, что подросток-детдомовец может не различать «своё» и «чужое», как трёхлетка.
На мой взгляд, с проблемой воровства справиться можно. Приемные родители должны понимать истинные причины воровства, правильно реагировать на каждый случай и доводить ситуацию воровства до логического завершения. Реакция приемных родителей на воровство должна быть разной в зависимости от мотива, который толкает ребенка на совершение такого поступка.
2 часть
3 часть