Найти в Дзене

Мёртвые женщины Новгородской земли и их звероподобные побрякушки

Оглавление

Любите ли вы мёртвых женщин так как люблю их я? Ведь как в свое время писал классик "Смерть прекрасной женщины — самый поэтический в мире сюжет." А средневековье вообще, и новгородское средневековье в частности довольно благоволило к высокой женской смертности, например в результате не очень удачной беременности, или эпидемии, или набега каких-нибудь диких литовцев.

Страсть какая красота, конечно, но в работу археолога они попадают все таки скорее в таком виде. Впрочем, они все равно остаются крайне милыми

История изучения

Но я вообще не об этом хотел рассказать. Еще в XIX веке, когда в России пробудился интерес к родным могилам, и учёные мужи с упорством достойным лучшего применения бросились раскапывать все курганы в окрестностях Петербурга и ближайших губерний до каких только смогли дотянуться руки, стали находить где-то рядом с полуистлевшими костями бронзовые предметы необычайной формы. Граф Уваров ничтоже сумняши посчитал их наследием легендарного племени Меря

Портрет А.С. Уварова работы И.С. Куликова (1916)
Портрет А.С. Уварова работы И.С. Куликова (1916)

Чуть позже другой известный дореволюционный археолог Александр Андреевич Спицын отверг его точку зрения, посчитав указанные находки исконно-посконным наследием Новгородской и Владимирской земли

-4

Видный советский археолог и певец славянского язычества Борис Александрович Рыбаков называл их «языческими письменами», считая, что каждый предмет выражал единичное понятие, а комплекс предметов целую фразу.

-5

Классификацией и типологией этих предметов в свое время занимались Н. П. Журжалина, А. В. Успенская, Е. А. Рябинин, Л. А. Голубева, М. В. Седова и другие исследователи. Не все портреты смог найти=((

В настоящее время разработкой темы занимается Валентина Николаевна Кузнецова

-7

И речь, конечно далее пойдет о таком элементе средневекового женского убора, как зооморфных подвесках.

Наши находки этой категории можно посмотреть среди других подвесок на портале Средневековые древности Новгородской земли: электронная база данных археологических находок либо в моей публикации о таких находках в Старой Руссе в Псковском сборнике

-9

Зооморфные подвески в женском погребальном уборе

Сейчас же хотелось наконец начать рассказ о мертвых женщинах и месте, что занимает в их погребальном обряде зооморфные украшения. Для начала вот такая схема, где показаны места находок зооморфных подвесок на территории Новгородской области с привязкой ко времени их бытования

-10

Как видно основной их ареал приходится на земли к Северо-западу от Новгорода, там далее в Ленинградской области их еще больше, но это уже выходило за рамки моей работы. К сожалению большая часть раскопов, с которых происходят находки до сих пор не опубликована, поэтому будем довольствоваться тем, что есть. И вот как раз с Батецкого района предлагаю и начать.

Раглицы. Батецкий район

-11

Перед нами вещевой комплекс из Погребение 26 жальника в Раглицах,

Погребение 26. Женское захоронение, датируемое XI-XII вв., содержало значительный комплекс находок. Среди которых ожерелье, состоящее из фиолетовых и голубых стеклянных зонных бус, лунниц, привесок-иконок и монетовидной привески на шее, и набор подвесок на поясе. «В центре этого набора - очковидная подвеска, состоящая из двух спиральных кругов, соединенных жгутом и тремя ушками для привесок. Правее находилась бронзовая подвеска в виде полого конуса, также снабженная ушками для подвешивания привесок. Слева и справа от них размещаются обращенные к друг другу две плоские бронзовые прорезные подвески-уточки. Еще одна полая "птичья" подвеска входит в состав поясного набора. На головке птички имеется гребешок, на двух петлях подвешены восьмеркообразные звенья. Слева на бедре обнаружен маленький шаровидный бубенчик с линейной прорезью, сделанный из двух тисненых половинок. Завершают набор предметов, обнаруженных на бедре, бронзовая спиралька (диам. 0,4 см, дл. 1,7 см) и три фрагмента цепочек, соединяющие подвески с нижней "шумящей" частью».

Состав комплекса был подробно проанализирован В. Ю. Соболевым и С. Е. Тороповым. С учетом полученных датировок и общих тенденций изменения погребального обряда они датировали весь комплекс последней четвертью XII столетия.

Боково. Марёвский район

Другая дама с зооморфной привеской на поясе была представлена на выставке "Викинги. Путь на восток" Сама же находка происходит из раскопок могильника у д. Боково Марёвского района Г. Н. Пронина.

Курган 39 содержал три захоронения по обряду труположения, мужское и два женских. Интересующая нас находка зафиксирована в погребении 3, женском с богатым инвентарем. У левого плеча найдена сложная подвеска в виде ложечки, соединенной с литой коньковой подвеской и тремя крупными грушевидными крестопрорезными бубенчиками.

Курган 21 содержал два захоронения: основное – женское, и впускное – вероятно детское. Кроме литой бронзовой плоской коньковой подвески инвентарь женского захоронения составляли монета-подвеска серебряная - денарий первой половины XI в., набор бус, набор бронзовых трапециевидных привесок, подвеска-крест, подвеска-амулет из клыка кабана, 6 бронзовых бубенчиков, подвеска-лунница, тонкопроволочная гривна и др. Подвеска XIV типа зафиксирована у правого плеча погребенной.

Курган 42 содержал два захоронения по обряду трупоположения, оба женских. Две коньковые подвески зафиксированы на поясе и у бедра погребенной 1. Кроме них инвентарь составляли височное кольцо, бусы, бронзовый пластинчатый перстень в витым орнаментом, бронзовая цепочка с подвеской в виде бронзового перстнеобразного колечка, обломок бронзового семилопастного височного кольца «деснинского типа», подвеска в виде ложечек, крестообразная подвеска с растительным орнаментом, монета-подвеска серебряная - денарий первой половины XI в. и др.

Далеко идущие выводы

Как видно из приведенных примеров зооморфные подвески, как правило, входили в сложный набор амулетов, крепившийся на поясе женщины. Зачастую среди амулетов, связанных вероятно с языческим мировоззрением, попадаются вещи христианского культа. Вообще само распространения обряда ингумации справедливо связывают с распространением христианства. Поэтому все эти погребенные как минимум считали себя христианами.

Выделяются два основных этапа распространения зооморфных украшений:

XI-XII вв. - период наибольшего распространения плоских подвесок во всем их многообразии;

XII-XIV вв. - период распространения полых зооморфных подвесок, прежде всего в городской культуре.

Первый этап характеризуется большим разнообразием зооморфных украшений. Он представлен находками плоских подвесок I - IV групп и полыми подвесками XVIII типа. Подвески встречаются на всей исследуемой территории. Значительная концентрация наблюдается в верховьях р. Луги.

Находки второго периода представлены в основном полыми зооморфными подвесками XX типа. Они встречаются в основном в культурном слое древнерусских городов. Такое соотношение связано с изменениями в погребальном обряде, прежде всего с отсутствием в погребальных комплексах конца XII – XIV вв. украшений и других категорий погребального инвентаря, а также со слабой изученностью сельских поселений и могильников этого периода.

ПыСы:

Данный материал должен был завершить хэллоувинский триптих об ужасах средневековой археологии

Однако, как статья оказалась сложнее, чем мне казалось поначалу, поэтому выходит она только сейчас. Но зато теперь она будет первой публикацией из цикла пересказов моих собственноручно написанных статей. Надеюсь их публикация не будет так же сильно затягиваться