Найти в Дзене

Пастырь в эпоху безбожия. 22 ноября память священномученика Феодора Чичканова († 1937)

Cвященномученик Феодор родился в 1884 г. в Барнаульском уезде Западно-Сибирского края в семье псаломщика Павла Чичканова, окончил семинарию и поступил на работу в Омскую консисторию. Здесь он познакомился с будущей женой - дочерью священника Любовью Смирновой.

- Мы столкнулись на лестнице, - вспоминала она впоследствии, - глаза наши встретились, и этот миг запомнился мне на всю жизнь.

В 1909 г. Федор и Любовь поженились, в 1913 г. Федор Павлович был рукоположен во священника и назначен в Семипалатинск.

О жизни пастыря вспоминает его дочь Антонина Федоровна: «В одной из комнат стоял большой шкаф, полный книг. По этим книгам папа готовился к проповедям. Родители много читали и вместе обсуждали прочитанное. Сохранился маленький молитвослов, где папиной рукой отмечены утренние и вечерние молитвы, которые мы должны были читать. В храм ходили всей семьей. Обычно брат прислужничал – держал посох архиерея, а с 5-6 летнего возраста пела».

В 1929 г. семья сняла домик из одной комнаты и кухни. Маленький приусадебный участок обрабатывали все вместе. Позднее этот участок помог спастись от голода. Когда Церковь обложили большим налогом, отцу Феодору приходилось каждый месяц отдавать большую часть своей зарплаты. Введенные в стране продовольственные карточки «служителям культа» не полагались. Священник стал подрабатывать счетоводом, чтобы заплатить налог и поддержать семью. При этом отец Феодор продолжал творить милостыню. Антонина Федоровна вспоминала: «Было много нищих. Однажды по осени в окно постучал нищий казах и попросил поесть. Папа взял милостыню и пошел к калитке, чтобы отдать ее. Но нищий стал жаловаться, что сыро и холодно, а под пиджаком у него голое тело. Папа снял с себя рубашку и отдал нищему. Когда он вошел в дом, мама спросила: «Федя, а рубаха то где?». Папа смущенно начал оправдываться, что у него еще есть рубахи, а тот в сырую погоду почти раздет».

Детям пришлось претерпеть много скорбей и в школе. Антонина Федоровна вспоминала, что сверстники после уроков часто подкарауливали ее и старались обидеть. Родителям приходилось провожать и встречать девочку. Вступать в пионеры она отказалась.

Сына Бориса по окончании 7 класса заставляли отречься от отца, ставя это условием продолжения учебы. Борис Федорович отречься отказался и уехал из города.

В 1931 г. отец Феодор стал священником Воскресенского собора, который стал единственной в Семипалатинске действующей церковью. Тогда же отца Феодора начали вызывать в НКВД, возвращался он угрюмым и никогда ни о чем не рассказывал.

17 февраля 1937 г. все клирики собора поздравляли отца Феодора с именинами. За столом разговаривали мало и тихо, пели духовные песнопения, праздник был больше похож на прощание.

Действительно, в июле 1937 г. был развернут Большой террор, практически уничтоживший Русскую Церковь. Волна арестов прошла и по Семипалатинску - был арестован архиерей, одного за другим забирали священников. 19 ноября был арестован и отец Феодор, обвиненный в контрреволюционной шпионской деятельности. Виновным себя пастырь не признал. 22 ноября священномученик Феодор Чичканов был расстрелян.

Семья долго не знала о его судьбе. Только в 1956 г. поступил официальный ответ о смерти отца Феодора «от гипертонии» в 1945 г. Правда стала известна лишь в 1989 году.

На фото: священномученик Феодор с супругой, матерью и детьми