Тормозная жидкость — пожалуй, самая важная техническая жидкость автомобиля, ведь она напрямую влияет на безопасность. Но именно о тормозной жидкости автовладельцы часто забывают при техобслуживании, хотя у неё есть строгий регламент замены. Разберём, какие типы и классы тормозной жидкости есть на рынке, можно ли их смешивать, какую тормозную жидкость заливать в автомобиль и как часто нужно менять её.
Для чего нужна тормозная жидкость
Тормозная система почти всех современных автомобилей гидравлическая, то есть в ней используется жидкость. Как это работает? При нажатии на педаль тормоза в главном тормозном цилиндре создаётся давление. Тормозная жидкость передаёт давление через трубки и шланги к тормозным механизмам на колёсах. Тормозные колодки прижимаются к дискам, в дело вступает сила трения и автомобиль замедляется.
Что критически важно для работы тормозной системы? Во-первых, её герметичность: утечка тормозной жидкости ведёт к потере давления и отказу тормозов. Во-вторых, в системе не должно быть воздуха — ведь он, в отличие от жидкости, легко сжимается. И воздействуя на педаль тормоза, вы будете сжимать этот воздух, а не тормозные колодки.
В тормозной системе нельзя использовать какую угодно жидкость (например, воду), ведь к ней предъявляется много требований:
- Низкая вязкость — чтобы жидкость сохраняла прокачиваемость при минусовых температурах и тормоза не «дубели» зимой.
- Высокая температура закипания — чтобы жидкость не кипела от нагрева в раскалённых тормозных механизмах.
- Совместимость с металлом и резиной — чтобы не подвергать агрессивному воздействию детали тормозной системы.
- Смазывающие свойства — для снижения износа тормозных цилиндров и поршней.
- Отсутствие в тормозной жидкости воды — для нормальной работы при экстремальных температурах и условиях.
О воде в тормозной жидкости стоит поговорить отдельно. Казалось бы, тормозная система герметична — откуда взяться влаге? Но воздух всё равно проникает через сальники и крышку бачка с тормозной жидкостью, вместе с ним проникают и молекулы воды. А тормозная жидкость всё время пытается разбавить себя водой из атмосферы из-за высокой гигроскопичности.
Гигроскопичность тормозной жидкости
Гигроскопичность — это способность некоторых веществ поглощать водяные пары из воздуха. Известные бытовые примеры: мёд, глицерин, а также пакетики с силикагелем, которые специально кладут в упаковки с товарами для снижения влажности. Также влагу хорошо впитывают спирты. Основа почти всех тормозных жидкостей — гликоли (двухатомные спирты), поэтому тормозная жидкость тоже гигроскопична.
Гигроскопичность тормозной жидкости создаёт автомобилистам проблему: впитавшая влагу жидкость закипает намного раньше, чем новая. При кипении в тормозной жидкости образуются пузыри воздуха. Пузыри сжимаются, давление в системе падает — и автомобиль перестаёт тормозить. Этот эффект возникает при частных и интенсивных торможениях, когда тормозные механизмы раскалены (при активной езде, на горных серпантинах). Со старой и набравшей влагу тормозной жидкостью в таких условиях можно неожиданно остаться без тормозов.
Некоторые присадки (например, борная кислота) уменьшают гигроскопичность тормозной жидкости и повышают температуру её кипения. В зависимости от состава и характеристик тормозные жидкости делят на классы — те самые DOT.
Типы тормозной жидкости. Отличия DOT 3, DOT 4, DOT 5
Тормозные жидкости традиционно классифицируют по американскому (де-факто международному) стандарту FMVSS 116, присваивая им классы DOT — Department of Transportation. Именно маркировку ДОТ вы, скорее всего, найдёте на упаковке тормозной жидкости.
В американской спецификации отсутствует тормозная жидкость DOT 4 Class 6 — она введена международным стандартом ISO 4925. В России также используют стандарты РОСДОТ 4 и РОСДОТ 6. В целом, они повторяют стандарты DOT 4 и DOT 4 Class 6, хотя температура кипения новой (не увлажнённой) тормозной жидкости РОСДОТ 4 выше, чем у DOT 4.
Ключевые характеристики тормозных жидкостей разных классов представлены в таблице.
Стандарты регламентируют минимальные температуры кипения как новых тормозных жидкостей, так и старых, уже впитавших определённое количество воды. Чем выше температура кипения, тем надёжнее тормозная жидкость работает при большой нагрузке на тормоза.
Также стандарты учитывают вязкость тормозных жидкостей при температуре −40°C. Чем ниже вязкость, тем выше текучесть жидкости на морозе, что важно в холодном климате.
Рассмотрим основные типы (классы) тормозных жидкостей.
- Тормозные жидкости DOT 1 и DOT 2 — устаревшие стандарты тормозных жидкостей на основе касторового масла. Давно не выпускаются и не используются.
- Тормозная жидкость DOT 3 — это тормозная жидкость начального уровня на сегодняшний день. Её основа не содержит борную кислоту, поэтому жидкость крайне гигроскопична и закипает при относительно низкой температуре.
У тормозной жидкости ДОТ 3 есть небольшое преимущество перед DOT 4 — меньшая вязкость на морозе. Также жидкость DOT 3 дешевле. Поэтому её можно использовать, если инструкция к автомобилю допускает это. Если вы ездите в холодном климате, не слишком нагружаете тормоза и хотите сэкономить, то тормозная жидкость DOT 3 подойдёт. Но не забывайте менять её каждые 2 года, иначе она впитает много воды и начнёт замерзать зимой. - Тормозная жидкость DOT 4 — это самая распространённая тормозная жидкость на рынке. Она содержит борную кислоту, поэтому менее гигроскопична по сравнению с DOT 3 и закипает при более высокой температуре, позволяя сильнее нагружать тормоза.
Недостаток тормозной жидкости ДОТ 4 — большая вязкость на морозе, из-за чего педаль тормоза может «дубеть» при очень низкой температуре. Поэтому автовладельцам из холодных регионов лучше рассмотреть жидкости другого класса с меньшей вязкостью. - Тормозная жидкость DOT 4 Class 6 — этот класс жидкостей также называют DOT 4+, DOT 4 Plus, Super DOT 4 или DOT 6. Распространены и коммерческие названия: DOT 4 ESP, DOT 4 LV (Low Viscosity) DOT 4 Pro и другие.
DOT 4 Class 6 является улучшенной версией DOT 4, особенно в морозостойкости: вязкость тормозной жидкости DOT 4 класса 6 очень низкая, она хорошо сохраняет текучесть на морозе. Температуры кипения жидкости 6-го класса также выше, чем у обычной DOT 4.
Тормозная жидкость DOT 4 Class 6 — лучший выбор для холодных регионов, с ней точно не будет проблем зимой. - Тормозная жидкость DOT 5.1 — «спортивная» тормозная жидкость с очень высокими температурами кипения. Морозостойкость этой жидкости также на высоте, её вязкость лишь немного выше, чем у DOT 4 Class 6.
Тормозную жидкость DOT 5.1 можно смело рекомендовать всем, кто активно использует тормоза автомобиля: часто ездит с резкими ускорениями и замедлениями, регулярно выезжает на горные дороги и серпантины, перевозит грузы или таскает за собой прицеп. Благодаря высокой температуре кипения тормозная жидкость ДОТ 5.1 отлично выдерживает перегрев тормозов. - Тормозная жидкость DOT 5 — это отдельный тип тормозной жидкости на основе силикона. Схожая маркировка вызывает путаницу, но «пятёрка» не имеет ничего общего с гликолевыми жидкостями DOT 3/4/5.1.
Силикон не поглощает влагу, поэтому тормозная жидкость ДОТ 5 лишена главного недостатка гликолевых жидкостей — гигроскопичности. Её срок службы гораздо дольше, но высокая цена и небольшая распространённость сводят на нет все преимущества. Если автопроизводитель не предписывает использование именно тормозной жидкости DOT 5, то пытаться найти её в продаже нет смысла.
Можно ли смешивать разные типы тормозной жидкости
По мере износа тормозных колодок может возникнуть необходимость долить тормозную жидкость. На этикетке обычно указано, с какими классами можно смешивать данную жидкость. Проблема в том, что автовладелец не всегда знает, какая тормозная жидкость залита в бачок. Смешивать жидкости с разной температурой кипения не рекомендуется, поэтому полная замена тормозной жидкости всегда предпочтительнее частичной.
Однако в экстренной ситуации — например, при утечке тормозной жидкости вдали от дома — жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 4 Class 6 и DOT 5.1 можно смешать, чтобы доехать до сервиса. А вот силиконовую тормозную жидкость DOT 5 смешивать с другими нельзя, она несовместима с гликолевыми жидкостями.
Когда нужно менять тормозную жидкость
Всего зa гoд тормозная жидкocть напитывается водой из атмосферы на 2–3% своего объёма, а температура её кипения снижается на 30–40 °C. Причём этот процесс идёт даже если автомобиль не эксплуатируется, а просто стоит в гараже. А через 2 года ездить на машине с такой тормозной жидкостью уже опасно — можно внезапно остаться без тормозов после нескольких резких торможений.
Пробег тоже играет роль: большинство автопроизводителей предписывает замену тормозной жидкости каждые 30–40 тысяч км. Но общепринятая рекомендация — замена тормозной жидкости каждые 2 года вне зависимости от пробега.
Если вы купили подержанный автомобиль, то можете не знать, когда в последний раз менялась тормозная жидкость. Её состояние можно проверить с помощью портативного тестера тормозной жидкости — такой есть в любом автосервисе. Прибор покажет количество воды, растворённой в тормозной жидкости.
Замена тормозной жидкости
Купить тормозную жидкость недостаточно — её ещё нужно правильно заменить. Для полной замены тормозной жидкости её сперва откачивают из бачка, заливают новую, а затем прокачивают тормоза — прогоняют жидкость через систему, поочерёдно сливая остатки старой через сервисные штуцеры на тормозных суппортах. При этом нужно откинуть суппорты и вдавить тормозные поршни, поскольку внутри цилиндров тоже есть старая жидкость.
На старых автомобилях самостоятельная замена тормозной жидкости не составляет труда. Достаточно найти помощника — для прокачивания тормозов без вакуумного откачивателя нужно 2 человека. Тормозную жидкость сливают с каждого штуцера последовательно, начиная с наиболее удалённого от главного тормозного цилиндра (т. е. с заднего колеса по диагонали от места водителя). Главное — постоянно доливать новую жидкость в бачок: если упустить её уровень, то в систему попадёт воздух, выгонять который придётся очень долго.
В новых автомобилях, оснащённых антиблокировочной системой тормозов (ABS) и системой помощи при экстренном торможении Brake Assist (BA, BAS), схема прокачки уже сложнее — её нужно смотреть в сервисной инструкции к конкретному автомобилю. А автомобили с гидроаккумуляторами и электрическими усилителями тормозов вообще требуют подключения диагностического сканера при прокачивании. Поэтому для замены тормозной жидкости на современном автомобиле лучше обратиться в квалифицированный автосервис.
Покупайте качественную тормозную жидкость и регулярно меняйте её, чтобы тормоза никогда не подводили.