Найти в Дзене
Music club Juliett

Особое мнение о "Неоконченной" симфонии Шуберта и том, как Том Круз ею дирижировал

Всем привет! Сегодня я вдруг вспомнила, как в далеком 2002 году мы с друзьями собрались в кино. Я тогда только привыкала к кинотеатрам современного типа, с хорошим качеством картинки и звука. Поход в кино всегда приятное событие, а с друзьями вдвойне приятное. А уж если фильм отличный, то втройне) Фильм меня просто поразил! Я до этого не видела ничего подобного. Речь идет об одноименной экранизации рассказа Филипа Дика «Особое мнение» — американском научно-фантастическом фильме Стивена Спилберга. Помимо всех достоинств фильма - динамичный, захватывающий сюжет, отличная актерская игра, хороший сценарий, впечатляющие визуальные эффекты, есть в нем еще кое-что, что впечатлило меня и мою подругу и чего мы не ожидали встретить в американском фантастическом блокбастере. Я имею в виду музыку Франца Шуберта. А именно ее, точнее фрагмент первой части так называемой "Неоконченной симфонии" Шуберта можно услышать в одной из первых сцен фильма, той самой, где главный герой - капитан полиции Джо

Всем привет!

Сегодня я вдруг вспомнила, как в далеком 2002 году мы с друзьями собрались в кино.

Я тогда только привыкала к кинотеатрам современного типа, с хорошим качеством картинки и звука.

Поход в кино всегда приятное событие, а с друзьями вдвойне приятное. А уж если фильм отличный, то втройне)

Фильм меня просто поразил! Я до этого не видела ничего подобного.

Речь идет об одноименной экранизации рассказа Филипа Дика «Особое мнение» — американском научно-фантастическом фильме Стивена Спилберга.

Помимо всех достоинств фильма - динамичный, захватывающий сюжет, отличная актерская игра, хороший сценарий, впечатляющие визуальные эффекты, есть в нем еще кое-что, что впечатлило меня и мою подругу и чего мы не ожидали встретить в американском фантастическом блокбастере.

Я имею в виду музыку Франца Шуберта. А именно ее, точнее фрагмент первой части так называемой "Неоконченной симфонии" Шуберта можно услышать в одной из первых сцен фильма, той самой, где главный герой - капитан полиции Джон Эндертон, командир подразделения профилактики преступлений , просматривает информацию, поступающую на специальные экраны. Эта информация - картины видений трех провидцев, находящихся в изоляции и способных видеть преступления, которые будут совершены в ближайшем будущем. Это называется "прочесывать картинку"

Однажды случается так, что Джону приходится прочесывать свое собственное будущее преступление...

Именно в этот момент на фоне звучит прекрасная музыка Шуберта, а Том Круз словно дирижер управляет работой компьютера. Эта сцена очень впечатлила меня и мою подругу: фантастическая картинка слилась с до боли знакомой и любимой музыкой!

Правда здорово?!)

А теперь интересные факты и мнения о самой симфонии.

«Неоконченная симфония», или симфоний №8 Си минор  — одно из самых знаменитых симфонических произведений австрийского композитора Франца Шуберта (1797-1828). Написана осенью 1822 года.

После 1822 года Шуберт по неизвестным причинам к работе над симфонией больше не возвращался.

В обычной классической симфонии частей должно быть четыре. А Шуберт записал лишь две первые части симфонии, и еще сохранилось начало партитуры третьей части. Возможно, что 3-я и 4-я часть симфонии были попросту утрачены, так как рукописи её хранились у других людей.

В 1866 году симфония была опубликована (в виде первых двух частей).

Довольно долгое время некоторыми музыковедами отстаивалась точка зрения о том, что двухчастность этой симфонии в действительности не означает её незавершённость, так как две известные части оставляют впечатление цельности и исчерпанности.

В этом "особом мнении" музыковедов есть свой резон. Дело в том, что Шуберт жил и творил во времена раннего романтизма. А это означает, что строгие правила написания классических симфоний, лучшие и самые яркие образцы которых принадлежат творчеству Гайдна и Моцарта (представителей так называемой венской классической школы), начали постепенно вытесняться новыми веяниями, присущими романическому стилю в музыке.

Именно этими веяниями музыковеды, считающие "Неоконченную" симфонию Шуберта оконченной, объясняют свой взгляд на отказ композитора от четырёхчастного цикла классической симфонии.

В дальнейшем развитии истории музыки композиторы-романтики изменяли количество частей симфонии как в сторону увеличения, так и в сторону сокращения. Это стало обычным делом.

Но есть и противники этой версии. Аргументы: завершённые Шубертом части были написаны в далёких друг от друга тональностях, что не встречается в музыке других композиторов ни до, ни после него. К тому же ранняя смерть Шуберта в возрасте 31 года привела к тому, что немало других гениальных сочинений автора остались неоконченными (среди них - Струнный квартет До минор, фортепианные сонаты До-мажор, Фа-диез минор и др.).

Были попытки других композиторов завершить симфонию Шуберта ещё в XIX веке. В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии. Например, варианты английского музыковеда Брайана Ньюбоулда или российского композитора Антона Сафронова.

Антон Сафронов является автором реконструкций незавершённых или утраченных сочинений: Моцарта и Шуберта, в том числе — 3-й (по авторским эскизам) и «гипотетической» 4-й части к «Неоконченной» симфонии Шуберта, исполненной в этой версии Владимиром Юровским с Российским национальным оркестром и «аутентичным» лондонским Оркестром Века Просвещения.

Интересно то, что Антон Сафронов чем-то похож на Франца Шуберта. Этот факт я обнаружила сама при написании этой статьи:

Судите сами: слева Антон Сафронов, справа - Шуберт

-2

Наконец, советским и российским композитором Борисом Тищенко было выдвинуто ещё одно предположение: шубертовская симфония по всем канонам того времени должна была бы оканчиваться Си мажором, однако медных духовых инструментов, которые могли бы играть в этой тональности, на тот момент не существовало.

Восьмая симфония Тищенко была задумана как продолжение симфонии Шуберта и впервые прозвучала 20 декабря 2008 года в одном концерте с произведением Шуберта.

Но против этого предположения выступает тот факт, что хотя тональность Си мажор крайне редко использовалась венскими классиками, тем не менее, ещё у Гайдна имеется симфония в этой тональности, и написана она была за полвека до Шуберта. Йозеф Гайдн как раз-таки использует те самые медные духовые инструменты.

Ну, и потом есть еще один очень простой факт, выступающий против версии Тищенко: зачем бы Шуберт вообще начал писать свою симфонию, если бы таких инструментов не было в то время? Ведь в таком случае она заведомо должна была завершиться в "неупотребительной" (якобы) тональности.

Вот такие "особые мнения" по поводу "Неоконченной" симфонии Шуберта имеются. Чем не детектив?)

Да, порой музыкальные истории являются не менее увлекательными, чем детективная книга или фантастический фильм.

Очень советую прослушать симфонию Шуберта целиком. Она небольшая, менее получаса звучания, а удовольствие от нее вы получите очень большое! Это одна из моих любимых симфоний в классической музыке)

Надеюсь, вам понравилась эта публикация.

Если так, то не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал! Благодарю!

Знакомы ли вы с фильмом "Особое мнение" и с "Неоконченной" симфонией Шуберта? Пишите, пожалуйста, в комментариях свое особое мнение на этот счет:)

Всем хорошей музыки и отличного настроения!

Ваша Juliett