Проводя экскурсии в залах музея Изобразительных искусств, я часто слышу вопрос: "Что это они делают?" Речь, разумеется, идет о героях картин старых мастеров. Библейские сюжеты, мифология и древняя литература были хорошо известны художникам и зрителям прошлого. Они отлично разбирались в перипетиях античных богов и героев, в языке жестов и символов, ну а Библию просто знали наизусть.
Для серии "Что это они тут делают?" сюжеты наиболее известных картин (шедевров) из коллекции музея Изобразительных искусств им. Пушкина: картина Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660, ГМИИ и библейский сюжет в более широком контексте и вольном пересказе.
Однажды царь Персии Артаксеркс устроил своему народу многодневный праздник. Семь дней все беспробудно гуляли и веселились.
Царь не на шутку разошелся и давай хвалиться красотой своей жены царицы Астинь. И не только на словах. Решил он всем ее показать. «Давай, говорит, - жена, надевай царский убор и выходи к народу».
Царица уперлась: «Зачем это я перед пьяной толпой выходить буду». Царь разгневался сильно, ногой топает, глазами сверкает. А тут мудрецы, «знающие прежние времена», подливают масла в огонь: «Нескрепное поведение у царицы Астинь. Теперь и другие жены будут пренебрегать приказами мужей, плохой пример подает царица. Короче, нужна тебе, царь, новая жена, более покладистая, чтобы мужу не перечила».
Под влиянием общественного мнения Артаксеркс пожелал выбрать себе новую жену.
Тут же быстро организовали конкурс красоты, стал царь деву выбирать. На глаза ему попалась иудейка Эсфирь, рыжеволосая красавица.
Артаксеркс женился на Эсфири, «и полюбил ее более всех жен, и возложил царский венец на голову ее и сделал ее царицей». О своем же иудейском происхождении Эсфирь никому не сообщила, так как времена для иудеев были опасные.
Служил при дворе царя заносчивый военачальник Аман. Требовал он, чтобы перед ним на колени становились. Но иудеи не подчинялись, потому что иудеи только перед Богом на колени встают.
Не мог Аман такого стерпеть и начал царю Артаксерксу нашептывать: «Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их. Если царю благоугодно, то пусть он мне прикажет истребить их…» В знак согласия Артаксеркс выдал Аману перстень, чтобы запечатать приказ на убийство всех иудеев.
А тут Эсфирь как раз шла мимо и эти слова услышала. Подслушивать мужской разговор было великим нарушением этикета, и чтобы царь не разгневался, Эсфирь на всякий случай упала в обморок.
Кстати, сцена с обмороком тоже весьма популярна. Она встречается, например, у Тинторетто и Веронезе.
Немного подумав, Эсфирь решила действовать издалека. Для начала красиво оделась и дала пир в честь царя. И на второй день праздника, когда сердце царя размягчилось от возлияний, перешла к делу. Эту сцену изобразил Рембрандт на своем полотне «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»: царь в благодарность за прекрасный праздник обещает выполнить любое желание жены. Она же просит защитить ее и народ иудейский от Амана, который задумал всех иудеев истребить. С гневом исподлобья глядит Артаксеркс на своего слугу, а тот сжался от страха и будто хочет раствориться в тени.
В честь избавления от гибели народ Израиля празднует Пурим – самый веселый праздник в иудейском календаре.
О сюжетах других шедевров музея Изобразительных искусств я рассказывают в статьях
Что такое ведута?
О шедевре Николя Пуссена из коллекции ГМИИ - Коварство и любовь - не пропустите)