Гамбит, в переводе с итальянского - подножка. В шахматах - жертва. Здесь - подстава.
Павел говорил и говорил. Смуглый майор госбезопасности, сидя за обшарпанным столом, вертел в руках обломок простого карандаша. Стенографистка быстро ставила знаки в тетради.
- Проводники и местные рабочие, напрочь отказались идти с нами дальше. - Павел говорил быстро, словно боялся, что его не выслушают. - Пошли без них, оставив половину багажа в наспех вырытой землянке, взяли только самое необходимое. После того, как мы остались без местных, едва заметная звериная тропа пошла в гору. Прошли примерно километров пятьдесят, в одном из ручьёв, стекавших с этой возвышенности, дно было буквально усыпано золотым песком. Эти образцы у меня в рюкзаке тоже были. А ещё выше мы нарвались на самородное золото. Его там много, товарищ...
- Я тебе не товарищ! - Резко бросил майор!
- Простите, гражданин начальник, забылся. Там действительно много самородного золота! Мы взяли образцы, вычислили примерные координаты и по своим следам отправились в обратный путь. И тут, одно за другим, на нас навалились несчастья.
- Хватит врать! За что ты их всех убил? Делиться не захотел?
У Павла потекли слёзы. Он хотел рассказать всю правду, он помнил всё до мельчайших подробностей. Оголодавшего и не набравшего на зимовку жира медведя, напавшего ночью на лагерь и унёсшего жизни троих товарищей. Нарвавшийся на затопленный камень и развалившийся от этого плот... Но его уже никто не слушал.
- Конвойный! - Перебил пытавшегося что-то сказать Павла, кивнул вошедшему конвойному на Павла - на выход! В общую камеру его, хватит в одиночке отдыхать.
- А вот и убивец к нам пожаловал! - На стоявшего у только что с лязгом закрытой двери, танцующей походкой шёл уголовник.
- Сядь, не мельтеши. - Раздался голос из тёмного угла. - Не бери греха на душу.
Хозяин голоса вышел на освещённое место. Мужик был огромен! Он двинулся навстречу вошедшему и остановился, внимательно разглядывая лицо новичка. Разглядывал долго, затем сказал, обращаясь к сокамерникам:
- Это мой брат! - Затем вновь посмотрел на Павла, - пожар помнишь? Кого ты вытащил из огня?
- Ивана, но он бы и сам вышел.
- Павлуша, я бы не вышел, нога была сломана. А когда ты тащил меня через окно, и мы изрезались битым стеклом, я вообще не мог идти.
Ванька, - Павел смотрел на собеседника но не узнавал его, - мне сказали, что ты помер в больнице.
- Сбежал я, тебя обманули.
Через день состоялось заседание "Тройки," на котором Павла приговорили к расстрелу.
Начальник госбезопасности области перед тем как утвердить решение суда, проверял документы каждого приговорённого к расстрелу. Дело Павла он отложил в сторону и запросил его биографию.
" В шесть лет остался сиротой, беспризорничал четыре года до тех пор, пока после облавы его не поместили в детский дом."
Часть первая
часть вторая
часть третья
часть четвертая
часть пятая
часть шестая
окончание
Картинка из интернета, в свободном доступе.