Найти тему

Жизнь и трагедия скопца Ерофея Ересько

Ерофей Ересько
Ерофей Ересько

Какие сюжеты иногда закручивает сама жизнь! Мог ли думать Ерофей Ересько, насильно оскопленный скопческим братством в одиннадцатилетнем возрасте, что он сполна хлебнет горести ссылки в далеком северном крае и несправедливо разделит тяжесть наказания с ненавистными ему "братцами"! Сама его фамилия - от слова "ересь", как издевка над судьбой.

Ересь означает "преднамеренное отступление от догматов веры, искажающее религиозное учение".

По этому поводу у меня есть две версии:

1. Фамилия Ересько принадлежала отцу Ерофея. Так как фамилии людей на Руси происходили во многом из их прозвищ, с добавлением суффиксов, можно предположить, что отец его был тоже сектантом, за что и получил эту фамилию. Однако по воспоминаниям, Ерофей винил в своем положении лишь собратьев по секте, но не родителей.

2. Вторая версия мне кажется правдоподобнее. Я уже писала о том, как люди вовлекались в секту:

https://dzen.ru/media/id/634fafca1f211a5a5bb66601/izoscrennye-shemy-i-hitroumnye-mahinacii-kak-skopcy-nabirali-posledovatelei-63737b45d965910033476e40

Одним из путей было попадание туда в раннем детском возрасте. Думаю, что Ерофей был сиротой и лишь когда его с другими скопцами оформляли по этапу в ссылку, дали ему такую фамилию.

Его имя в Олёкминске знает каждый, хоть им и не называли улицы и скверы. Попавший в секту поневоле, сам того не ожидая, он внес огромный вклад в историю Олёкминского округа Якутской области. Но: обо всем по порядку.

В 1861 году в Олёкминский округ прибыли первые партии скопцов. Им выделили земли в трех местах. Одно из них, самое близкое к городу Олёкминску, представляло собой болотистый и заросший лесом берег речушки Алалайки, служившей естественной границей между местными жителями и скопеческим селением.

Первое время жили во времянках. Скопцы активно начали готовить место под постройку постоянных жилищ: корчевали деревья, на лошадиных подводах издалека возили грунт для отсыпки. Долго и тяжело утрамбовывали почву. Один за другим вырастали дома скопческого Спасского селения.

Спасское селение Олекминского округа
Спасское селение Олекминского округа

Через двадцать четыре года, в 1885 году, с очередной партией ссыльных скопцов прибыл двенадцатилетний мальчик Ерофей Ересько. История не сохранила точную дату его рождения. Единственным документальным источником, который зафиксировал его возраст, можно считать книгу немецко-российского палеонтолога Евгения Пфиценмайера "В Сибирь за мамонтом", в которой он описывает свою экспедицию и то, как проездом побывал в Олёкминске в 1901 году, где познакомился с олёкминскими сектантами и Ерофеем Ересько. Согласно этим данным, датой рождения нужно считать 1873 г.

Косвенное подтверждение этого факта можно найти в статье Н. Крадина "Малые исторические города Сибири: Олекминск", в тексте которой автор упоминает, что не нашел фамилии Ересько среди жителей "Подворного списка скопцов Спасского селения Олекминского округа" 1882 г.

Да и не мог он там быть, ведь на тот момент ему было 9 лет, а по историческим свидетельствам, он прибыл в Якутию после оскопления, значит после того, как ему исполнилось 11 лет.

О жизни Ерофея известно немного. Очевидно, что он был талантливым мастеровым, управляющим мельницей. Пытливый ум и любознательность, которыми наградила его природа, заставляли его интересоваться новинками науки и техники. По торговым каталогам из Германии он выписал себе несколько фотоаппаратов и коробки со стеклянными негативами.

Это увлечение завладело им надолго. Творческий подход, с которым он подходил к фотографированию, со временем вылился в открытие собственного ателье, первого в округе! где печатались портреты, групповые фото, почтовые открытки с видами Олёкминска, которые пользовались огромной популярностью.

-3

Стеклянный купол фотоателье Ересько было видно издалека. Он нашел талантливых художников, которые нарисовали разнообразные фоны для фотографирования и от желающих запечатлеть себя не было отбоя.

Фото Ересько Е.П.
Фото Ересько Е.П.

Горожане одевали свои лучшие наряды: их прекрасные портреты до сих пор хранятся в фотоальбомах потомков. Пейзажи, значимые события и повседневная жизнь, семьи и сословия Олёкминского округа, все можно найти на его фотографиях.

По ссылке ниже вы можете ознакомиться с его портретными работами.

Удивитесь, как одевались жители якутской глубинки в 19 веке
Интересные факты о Якутии27 октября 2022

Если бы наш герой жил чуть раньше, он бы наверняка запечатлел строительство Спасского собора в 1870 году, Иоанно-Предтеченской церкви в 1889-м.

Другим увлечением Ерофея было выращивание овощей. Свои знаменитые урожаи он тоже сумел оставить потомкам на фотографиях.

-5

Снимал он и тайны скопческой жизни, о чем известно со слов Евгения Пфиценмайера, ученого палеонтолога, который будучи проездом, заезжал в Олекминск в 1901 году. В то время община в Олекминске состояла из 275 братцев и сестер. Евгений отмечал, что многие из этих людей с отчаянием несут свой жребий, так как были обращены в секту детьми.

Его, как дорогого гостя, повели на мельницу, где он повстречал молодого человека, "типичного украинца". Позже оказалось, что Ерофей увлекается фотографированием и имеет собственное фотоателье. Пфиценмайеру удалось побывать у того в гостях и увидеть коллекции снимков, распределенных по альбомам. Тут были не только пейзажи, исторические события, но и повседневная жизнь, а также некоторые тайные обряды сектантов. Поинтересовавшись, зачем ему эти снимки, Евгений получил ответ: "благодаря им, мы вербуем новых членов".

Молодой человек становился все более общительнее и вскоре ученому приоткрылась страшная истина: этот несчастный человек сильно страдал от своего положения, ведь его оскопили насильно, одиннадцатилетним мальчиком! В его душе шла постоянная борьба с сектанством, для чего он и делал эти снимки.

Через несколько лет ученый вновь посетил Олекминск и отметил, что Ерофей сильно сдал. Из его слов мы узнаём, какую трагедию всю жизнь переживал в себе этот человек: сожаление, горечь, пустая, бесцельная трата жизненных сил.

К слову, к концу жизни многие скопцы испытывали подобные чувства. Об этом свидетельствуют их письма, воспоминания очевидцев. Разочарование в вере, тяготы ссылки, невозможность создать семью, оставить после себя потомков, продолжить свой род, тяжким бременем сопровождала многих из них всю жизнь, особенно тех, кто был вовлечен в секту в юном возрасте.

Скопцы Спасского селения. Фото Е. Ересько.
Скопцы Спасского селения. Фото Е. Ересько.

Позже, с установлением советской власти, Ерофей Петрович трудился в колхозе на ремонте сельскохозяйственных машин. В 1921 году был привлечен к непосредственной работе по организации музея в Олёкминском округе.

Справа Е.П. Ересько
Справа Е.П. Ересько

О Ерофее Петровиче упоминается еще в воспоминаниях олёкминчан шестидесятых годов. В 1953 году он держал небольшую кузницу, где мастерил различные полезные устройства и механизмы. К нему за помощью обращались местные жители с колхозов.

-8

На тот момент Ересько был уже в почтенном возрасте - ему шел 81 год. По-видимому, заниматься фотографией для него стало тяжело; возможно, он предчувствовал свой уход: в это время он передает коллекции своих стеклянных негативов, (среди которых даже сохранились 1888,1898 годов) скопцу Прохору Половинкину на хранение.

-9

Сейчас любой посетитель Олёкминского краеведческого музея по фотографиям Ерофея Петровича может погрузиться в целую эпоху - которую с бесстрастной правдивостью очевидца передают его работы. Именно по ним мы узнаем, что в конце 19 века в суровых якутских условиях, где земледелие было не развито совсем, а рядовой якутский обыватель никогда не видел огурца, скопцы с успехом выращивали и продавали пшеницу, арбузы, капусту.

Благодаря фотографиям мы видим, что горожане были одеты по последней моде того времени, несмотря на отсутствие тротуаров, и того факта, что наряды доставлялись с "большой земли" не меньше чем полгода.

Дальнейший след Ерофея Ересько теряется. Некоторые считают, что к закату жизни он уехал, что мне представляется маловероятным: все-таки возраст не позволял, да и куда было ехать ему, всю жизнь прожившему в Якутии, где у него был дом. Косвенно это подтверждает тот факт, что согласно запросу сотрудников музея, среди выехавших в те года из Олёкминска, его фамилии нет.

-10

Вероятнее всего он умер в шестидесятых в своем доме и похоронен последними оставшимися братцами. К тому времени скопческое кладбище уже не функционировало. Более точно узнать не представляется возможным, так как архивы советского периода сгинули в пожаре.

Как бы то ни было, он прожил долгую и достойную жизнь. Олёкминчане очень благодарны этому человеку, который своим трудом и творчеством сохранил вечно красивыми и молодыми лики их далеких предков.

Спасибо за внимание!

Фотографии МКУ "Олёкминский краеведческий музей"

Вам может быть интересным:

Шаман-деревья в Якутии: что оставляют духам в качестве приношения
Интересные факты о Якутии23 ноября 2022