"Только через грустный опыт отстаивается золотой фонд медицины"
Николай Михайлович Амосов
МЗ РФ часто подбрасывает медицинскому сообществу подарочки, в виде новых нормативных актов и приказов, в красивой обертке и ради хорошей идеи.
И новый законодательный документ благоухает, как изящная красная роза , от громких лозунгов и многообещающих слов, но вянет сразу же, так и не успев распуститься, потому что нет ничего хуже нормативного акта (приказа, постановления и т.д.), который не может быть реализован в условиях текущей обстановки в здравоохранении.
А раз этот документ имеет юридическую силу, то наступает и ответственность за его неисполнение.
И букет из красных роз, подаренный медикам от вышестоящих чинов, становится обжигающим факелом из неразрешенных задач и проблем.
Взять, к примеру, внедрение аккредитации медицинских работников на территории РФ. Основная идея такова: российские медики должны получать профессиональные знания в опыт в формате непрерывного медицинского образования и проходить раз в 5 лет "экзамен" в виде оценки набранных баллов ( 250 ЗЭТ) и составленного портфолио о профессиональной деятельности. Каждый 5 лет врач (медсестра) теперь должны получать допуск к своей работе, а кто не прошел аккредитацию - лишается рабочего места. "Здорово", не правда ли? Подробно об этом я изложу в своей следующей статье.
Также есть в здравоохранении такой чудный базовый документ, который называется: "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на текущий год"(в который ежегодно вносятся поправки Правительством РФ совместно с МЗ РФ).
В этом нормативном документе устанавливается перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется гражданам на бесплатной основе.
Программа также регламентирует:
- средние нормативы объема медицинской помощи,
- средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи,
- средние подушевые нормативы финансирования,
- порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты,
Если попроще: документом прописано, что входит в бесплатную медицинскую помощь и сколько за нее должен оплатить ТФ ОМС.
Кроме того, в Программе установлены сроки, в рамках которых поликлиника должна оказать пациенту медицинскую помощь.
Например, срок ожидания лабораторных и диагностических исследований составляет не более 14 рабочих дней с момента их назначения.
Сроки ожидания приема участковыми врачами-терапевтами, врачами общей практики (семейными врачами), участковыми врачами-педиатрами не должны превышать 24 часа с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию.
И чем же этот документ чудный, спросите вы? В нем же все прописано: что и как должно быть оказано пациенту?
А теперь, дорогие читатели, спустимся на землю. Возможно, что в Москве, с учетом хорошего финансирования, проблемы со сроками оказания медицинской помощи отсутствуют, так как медицинские учреждения укомплектованы специалистами (нет выраженного кадрового дефицита), нет сложностей с медицинским оборудованием (например, закуплены в достаточном количестве МРТ или КТ-аппараты, цифровые флюорографы и т. д) и с различными лабораторными анализаторами.
А те лица, которые разрабатывают эту Программу,проживают в Москве, а не в провинциальном городе субъекта РФ. А это принципиально важно!
А вот в регионах РФ, по сравнению со столицей, дела обстоят не так радужно.
Это пустеющие кабинеты врачей-специалистов в поликлиническом звене здравоохранения, это отсутствие медицинского оборудования (поломка, высокий износ, нет денег на покупку нового), а значит- ограничение для пациента в возможности проведения комплексного обследования и так далее.
К примеру, пациенты с онкогематологией вынуждены ездить из регионов в Москву на выполнение ПЭТ-КТ, чтобы определить процесс распространения опухоли в тканях организма. Потому что ПЭТ-КТ- очень дорогостоящее оборудование и не все регионы могут его закупить в медицинские учреждения, а без данного обследования пациентам не смогут назначить адекватную схему полихимиотерапии.
Рассмотрим еще один пример: Васе Пупкину врач назначил УЗИ органов малого таза (подозрение на мочекаменную болезнь). В его территориальной поликлинике работает всего 1 врач функциональной диагностики на 0, 25 ставки. Врач-специалист, в первую очередь, проводит УЗИ тем пациентам, у кого под подозрением онкологический диагноз, или уже с установленным онкозаболеванием (поскольку за онкобольных ТФ ОМС дерёт три шкуры и накладывает санкции). Остальная часть пациентов смиренно ждет УЗИ по 2 -3 месяца (по Программе, как помните, срок ожидании диагностического исследования составляет не более 14 рабочих дней).
Направить в другие медицинские организации города территориальная поликлиника пациента Васю Пупкина не может, так как никто не берет (своих пациентов хватает).
Вася Пупкин пишет жалобу в региональный Минздрав о том, что ему не делают УЗИ органов малого таза.
В ходе проведения проверки выявляются нарушения по срокам ожидания исследования, о чем информируется ТФ ОМС.
Что делает ТФ ОМС? Правильно, накладывает штраф на медицинскую организацию за неисполнение требования законодательства.
Раз наложили штраф, второй, третий, но ситуация не меняется, потому что найти специалиста данного профиля руководству территориальной поликлиники сложно, как и медицинских организаций-дублеров, куда можно маршрутизировать пациента.
С такой дилеммой сталкиваются тысячи медицинских организаций по всей стране, потому что удручающая кадровая ситуация, старое оборудование или его отсутствие (правда, в рамках Национального проекта "Здравоохранение" УЗИ-аппараты в настоящее время начали закупаться, так как выделяются деньги из федерального бюджета РФ).
Я вообще молчу про проведение МРТ-исследования, когда магнитно-резонансные томографы во всем регионе имеются только в 5-6 медицинских учреждения, а данное диагностическое исследование пациенты ждут по полгода, а то и больше.
Так может быть для начала нужно обеспечить медицинские учреждения в регионах РФ всем необходимым для своевременной диагностики и консультации пациентов, выделять значительную сумму денег на достойные зарплаты медикам для устранения кадрового дефицита, а потом уже с них чего-то спрашивать?
И региональный Минздрав совершенно не при чем, что из вышестоящей инстанции не хотят финансировать здравоохранение!
Также в соответствии с Программой пенсионеры могут по полису ОМС устанавливать зубные протезы.
Москва, конечно, может организовать лицам пенсионного возраста такую социальную поддержку, чего не скажешь о регионах РФ.
И вот в наш региональный Минздрав ежегодно поступают сотни жалоб от пенсионеров, что им не проводят бесплатное протезирование зубов в стоматологической поликлинике. И региональный Минздрав вынужден как-то выкручивать из этого положения, потому что денег на такую акцию для всех желающих нет.
Другая проблема в здравоохранении- это пациенты, которые хотят получать качественную и своевременную медицинскую помощь.
Но вымирающая медицина в регионах РФ не способна предоставить пациентам полноценную медицинскую помощь в соответствии с их потребностями и состоянием здоровья.
И обделенные вниманием пациенты вынуждены самостоятельно себя лечить, нарываясь на удручающие последствия в виде запущенной патологии.
Таким образом, здравоохранение в РФ требует "здравомыслящих" реформ и достаточного финансирования сверху, а не законодательных выбросов в образе букетов завядших роз с колючими листочками.
Однако, все! Спасибо за внимание к моему блогу!
Ставьте лайки, если статья Вам понравилась. Жду Ваших комментариев по теме публикации. Обсудим!