Найти тему
275 подписчиков

Нет собственного мнения.

Обязательно ли иметь свое мнение по каждому вопросу?
Обязательно ли иметь свое мнение по каждому вопросу?

В наше время информационного бума и невероятной доступности той же самой информации на любой вкус и на любой запрос у многих людей сформировалось убеждение, что они будто бы должны иметь свое мнение по каждому вопросу.

Свое мнение – это, безусловно, круто. Но, возможно, иногда лучшая и гораздо более честная позиция – просто признать то, что у нас нет собственного мнения по какому-то вопросу. Как же это так, не иметь собственного мнения, разве это не признак глупости и необразованности?

Вовсе нет. Как сказал уже давно один весьма разумный человек Сократ: «Я знаю только то, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».

Ну не может человек, как ни крути, достаточно хорошо разбираться во всех сферах жизни: и в политике, и в экономике, и в науке, и во врачебном деле, и в художественной гимнастике, и в фигурном катании, и так далее. Не может он иметь продуманное и логически аргументированное мнение по всем затрагивающим общество важным (и не столь важным, но тоже затрагивающим) вопросам. А интернет, тем не менее, подталкивает к тому, чтобы мы самовыражались по полной и постоянно выставляли свою точку зрения напоказ. И вроде бы ничего такого в этом плохого, почему бы не высказать эту самую точку зрения (чем, собственно, я именно сейчас и занимаюсь) – даже если разговор идет об особенностях образа жизни жабовидной квакши Арлекин, о которой мы сегодня впервые услышали (кстати, она очень симпатичная, оказывается, а еще некоторые держат таких дома в террариуме).

По-моему, плохого-то тут как раз много, и в первую очередь для самого выражающего мнение. Ведь на самом деле как он формирует это мнение? Разве он проводит какие-то собственные исследования, ищет достоверную информацию, отсеивает ложную, задает себе вопросы, продумывает ответы и возражения, размышляет над услышанным и увиденным, подходит к нему критически? Нет, обычно он просто что-то слышит здесь, что-то видит там, что-то читает еще где-то – и вот мнение уже и готово. Ну так по сути это никакое и не мнение, а просто искаженное отражение тех источников информации, которые попались ему на пути.

И такое мнение вредно как раз тем, что может значительно затуманить представления человека о действительности, отдалить его от реальности, а не приблизить к ней. Оно также придает человеку излишнюю уверенность в собственной осведомленности и таким образом может неблагоприятно повлиять на его жизненный выбор. Оно создает заметные проблемы во взаимоотношениях, так как убежденный в правильности собственных выводов весьма часто стремится доказать всем вокруг эту правильность.

Сама я теперь стараюсь выражать свое мнение по-разному, в зависимости от той области, к которой оно относится. Если я посвятила изучению этой области много времени и хорошо в ней разбираюсь, то я высказываюсь свободно и уверенно. Если я разбираюсь в ней более-менее или если эта область сама по себе сложна и неоднозначна, как часто бывает в жизни, то я тоже высказываюсь, но без категоричности, не с позиции «я прав, а вы ошибаетесь». Если же я мало знакома с этой областью, то я говорю открыто: «У меня пока недостаточно информации, чтобы сформировать свое мнение». Ну а там уж выбор за мной – разбираться ли дальше, если вопрос меня заинтересовал, или же позволить себе что-то не знать и в чем-то не иметь собственного мнения. По-моему, такое отношение к информации продуктивнее, чем стремление непременно обозначить свою позицию, даже если за ней не стоит серьезных раздумий.

И да, все вышенаписанное - это всего лишь мое некатегоричное мнение)