Найти в Дзене
Нить разговора

СТОЛИЦА ДРУЖБЫ И ТЕПЛА ИЛИ ТРАДИЦИИ УЗБЕКСКОГО ГОСТЕПРИИМСТВА

Когда мы были в Самаре и гуляли по окрестностям, заметили там автоматы с водой. Женщина в платке и длинном платье не могла понять, почему не идет вода, подозвала нас. Мы тоже не разобрались, у нас ведь таких автоматов нет. Она причитала, причитала и стала звать торговца фруктами. Он подошел всё наладил, а женщина эта стала кричать нам: мол, смотрите, вода пошла! Тогда муж сказал, что в восточных людях есть что-то доброе, непосредственное. Мы не знали, кто по национальности была эта женщина но их, таких отличающихся от славян внешностью, было много в Самаре.

Я уже рассказывала о нашем попутчике в поезде Волгоград -Ташкент Кадамбае,- когда он, улыбаясь, нараспев сказал мужу в конце нашего путешествия: "Будет отдыхать, мой дорогой, Золотухин!" И это было так мило, так по дружески. И дал свою визитку, что мол, если вдруг будете в Ургенче звоните, чем смогу помогу.

Такой же простой способностью сходиться с людьми обладал мой папа. Он брал адреса и телефоны всех людей, с которыми его сводила судьба. И потом им сам звонил периодически с работы, когда мы уже были в России. Так на связи у нас всегда были Орел, Москва, деревня Воробьи, Борисов. После его смерти, все эти люди стали сами звонить нам: "Что-то Рустам давно не звонил!" Благодаря папе, у нас появилась знакомая тетя Люда, которую мы навестили в Ташкенте. И мы надеемся побывать в Борисове, навестить бывших ташкентцев, наших соседей по Гулистану.

Сами мы, к сожалению, не такие общительные. Живем обособленно, варимся в своём соку.

Ташкент нас немного расшевелил. Когда мы встретились с родственниками, нас крепко обняли, и расцеловали троекратно. Причем некоторых мы вообще никогда, кроме как на фото, не видели. А других родных видели 30 лет тому назад. А встретились, как будто и не расставались никогда.

Не хочется терять нить разговора, а сказать я хочу вот о чем. Менталитет другой у восточных людей. Когда мы ехали в туристическом автобусе по Ташкенту, он останавливался возле достопримечательностей, и мы спускались со второго этажа. Лестница в автобусе была неудобная, и там мешала какая-то штуковина, которую нужно было постоянно отодвигать. Все проходили, и она снова отскакивала. Мой дядя (самых честных правил), чтобы женщины смогли пройти, придержал им эту штуку. И одна обернулась и сказала: "Сразу видно, что Вы из Ташкента!"

Я помню, когда мы приехали в Россию, я пошла в школу. У нас в классе в Ташкенте, всегда дети всем делились. И я была очень удивлена, когда на перемене девочка достала сникерс и стала его есть одна. Мне почему то сразу вспомнился вокзал в советские годы, когда ташкентцы в ожидании своего поезда, располагались кружком и каждый доставал свои харчи и все вместе ели и угощали друг друга, ломая лепешки на всех.

Эту особенность восточную откликаться на тебя, мы заметили и в Хиве, и в Самарканде, и в Бухаре. Там люди бросали свои дела, свой товар и шли показывать нам дорогу. В Самарканде мужчина вышел с нами под проливной ливень, добежал до угла, чтобы рукой показать направление.

На Чорсу мы заблудились. Мы нашли дыни подешевле, потом их потеряли, спрашиваем у парня, где дыни, кавун. Он не понял, и подозвал парнишку помоложе, чтобы тот с нами поговорил. Тот начал говорить по-английски, на что старший узбек шутливо треснул его по уху, и сказал "Россия!". Тот засмеялся: "А я думал, Англия"

-2

-3

-4

-5

-6

В транспорте всем женщинам, независимо от возраста, и людям с детьми и пожилым уступают место. Когда мне впервые уступили место, я подумала, что всё, пришла моя старость. Но, как оказалось, что заходят девчонки, и женщины, и бабушки, и мужчины всегда встают. И мальчишки уступают мужчинам постарше. Это очень необычно и приятно. После долгих походов пешком, было как нельзя кстати, проехаться сидя в метро.

Дети в Хиве часто здоровались. Были мелкие, которые кричали "Деньги есть?" А постарше просто говорили "Здравствуйте!" Интересно, как они определяли, что мы из России?

-7

Здесь нас просто так угощали яблоками. В Самарканде хозяин гостиницы дал нам на дорожку два красивых красных яблока. И в поезде Хива-Ташкент узбечка из Ферганы угостила яблоками. А в поезде на Волгоград, узбечка помыла и дала мне сладкий виноград.

-8

Это чужие люди. А как нас кормили и ублажали родственники, это не передать! Мало того, что мы отведывали угощение в каждом доме,

-9

мало того, что нас водили по ресторанам,

-10

так еще в последний день был дан заключительный общий шикарный ужин. На мой вопрос тете "зачем?", мы же тут уже собирались все, она ответила, что одна родственница не была в первый раз, и теперь надо позвать всех и её тоже.

Сережа не пьет чай, тетя ему наварила огромную кастрюлю компота. Чтобы мы не мерзли (отопление еще не включили) нам достали все возможные одеяла.

Когда мы шли гулять, тетя без конца спрашивала : "Может , Вам вату купить сладкую, а может, мороженое? Может на катамаранах хотите?" Как будто мы дети.

-11

Это желание угодить, сделать наше пребывание в Ташкенте максимально комфортным, подкупало. Дядя с тетей работают, и приходили только вечером, но старались отпрашиваться в институте, чтобы уделить нам больше внимания.

-12

В заключение, хочу рассказать о своей вчерашней встрече в нашей фроловской маршрутке.

Маленький мальчик ехал с дедом из садика. Когда сели, он начал петь песню со словами "А кому какое дело, малина, а кому какое дело, калина!" И песня такая длинная была, что дед засмущался и говорит ему "Хорош!" А мальчик допел до конца, и я видела, что он мне её поет. Поаплодировали. Начал стих рассказывать. Снова аплодисменты. Он ел яблоко. Показывает мне: "Грушовка! Вкусное! Не магазинное. Свойское!" Дед ему подсказывает: "Какие еще у тебя сорта есть? Гордость Мичурина..." "Да!,- вспоминает малыш, - еще есть зимние яблоки! Ты (это он мне) ехай в следующий раз, я тебя зимними яблочками угощу!" Я киваю. "А какие у нас молодые деревья есть, дед?" "Вишню посадили.." "Вот! Летом поедешь, я тебя и вишней угощу!" Спасибо, говорю, добрый мальчик. Потом он мне рассказал, что у него есть планшет для рисования. На вопрос, что же он там рисует, ответил дед, что рисует он его, деда, то с большими ушами, то с разными руками."Я больше не буду тебя рисовать плохо. Буду хорошо рисовать! По рукам?" Протягивает деду ладошку, а мне кричит "Разбивай!"

Вышла я, улыбаясь. И подумала, что всем нам не хватает такой детской открытости и добродушия.

Как в Ташкенте....

Спасибо за внимание!

До новых встреч!

Не забудьте поставить лайк, если Вам понравилась статья и приходите общаться в комментарии!