Многие думают, что самое интересное в ледниковом периоде – приключения мультяшных мамонтов, Диего и чудаковатого саблезубого грызуна. Но на самом деле и с самой эпохой великих оледенений, и, главное, с историей ее исследований связано столько детективных сюжетов!
Когда-нибудь я расскажу, как в 1806 году Михаил Адамс, доверившись рассказам купца Болтунова, с несколькими казаками прошел по реке Лене больше тысячи километров, чтобы вывезти в столицу остатки мамонта. Или про то, как несколько лет (с 2008 года) организовывали экспедицию по вывозу с Чукотки мерзлой мумии анюйского бизона. Или про то, как долго все последствия движения ледников приписывали действию вод Великого Потопа, и потребовалось не одно десятилетие, дабы утвердить мысль, что все эти холмы и гряды, огромные валуны и глубокие долины могла сотворить вода, но в твердой форме.
А сегодня я хочу рассказать про искусство людей, которые жили на земле в ту непростую эпоху.
- Люди? Искусство? – удивитесь вы, - тогда же только непричесанные мамонты под снегопадом бродили по холодным равнинам?
Оказывается, не совсем так!
Ледниковый период начался около 2, 5 миллионов лет назад, а уже через полмиллиона лет были изготовлены самые древние из найденных каменных орудий, при помощи которых наши предки могли охотиться и защищаться. Не просто найдены камни подходящей формы – нет, камням подходящая форма была придана вручную! Люди того времени неспроста получили латинские названия Homo habilis и ergaster – человек умелый и работающий.
Конечно, на первый взгляд, умелость человека умелого была относительна. Вот такие, например, простецкие орудия из гальки только и научились делать древние (2,2 млн. лет) жители ущелья Олдувай (Африка). Да и не только там - в разных местах Африки находят вот такие примитивные инструменты с режущим краем. Зачем они были нужны, для чего могли пригодиться? О, да для любой активности, наверное. Для охоты, разделки мяса, кройки шкур, разбивания ракушек, раскапывания земли, обработки дерева, камней и костей... Кстати, видите, сколько всяких навыков и умений требовалось тогда для выживания!
Шли тысячелетия, появлялись новые виды homo (человек прямоходящий - erectus, гейдельбергский - heidelbergensis, неандерталец – neandertalensis, и прочие), которые осваивали все новые и новые территории – и виды обработки твердых материалов. Олдувайскую культуру сменила ашельская – смотрите, какие теперь получались аккуратненькие рубила! Именно такие орудия обнаруживаются в Африке, Азии и Европе на стоянках возрастом несколько сотен тысяч лет.
А уж после 100000-летнего рубежа, когда среди неандертальских стоянок тут и там начали появляться кострища кроманьонцев (homo sapiens sapiens), наряду с разнообразными тонко обработанными орудиями родилось и настоящее искусство. Например, около 50 тысяч лет назад, судя по находке в Костенках, люди уже вполне освоили архитектуру. Да-да, оказывается, «пещерные люди» - это некоторое преувеличение. Многие стоянки первобытных охотников располагаются далеко-далеко от пещер. И там, в степях, в качестве укрытий могли использоваться такие сооружения с каркасом из костей и зубов гигантских животных ледниковья; этот каркас, видимо, покрывался шкурами. Тут же, рядом с хижинами, как правило, обнаруживаются и «мастерские» с большим запасом каменных орудий и заготовок.
Посмотрите, как могла выглядеть такая костяная хижина! Правда, для ее постройки требовалось не столько видение художника, сколько инженерный гений. Попробуйте тяжеленные кости мамонта сложить в устойчивые арки и своды без единого гвоздя!
Продолжение следует! В следующей части нашего рассказа речь пойдет о первобытной скульптуре и наскальной живописи.
Текст - Мария Толстых
Фото: Darwinmuseum.ru, sbras.ru (Наука Сибири), http://world-of-adventures.ru, hotgeo.ru, antropogenez.ru