Всем здравствуйте. Вашему малышу исполнилось 2-3 года и вы решили, что пора организовать поход в детский садик, ведь по словам подруг, знакомых и, конечно же, ближайших родственников, дошкольное учреждение обязательно для посещения. Одежда куплена, обувь куплена, морально ребенок вроде бы готов, даже ест сам, но вот незадача- ребенок не произносит ни единого звука или же говорит отдельными звукоподражаниями, которые понимает лишь самый близкий человек, который находится с ребенком 24/7, мама ( а может, и бабушка). Стоит ли в таком случае отдавать малыша в садик? Что говорят окружающие на этот счет, наполняя мам оптимизмом:
- В садике ребенку понравится, ведь там много таких же детей.
- Пойдет в садик и сразу речь польется рекой
- В садике за ним будут присматривать и каждый день заниматься в течение дня
- В садике много игрушек, новая обстановка пойдет на пользу
- В садике он будет общаться и иг
раться с другими малышами и тому
подобное.
А теперь развеем все эти мифы. Начнем с того, что наличие большого скопления людей всегда пугает ребенка. Неважно, это взрослые или такие же малявочки, как он, их мно
го, у каждого свои запросы, свой характер, свой взгляд на окружающий мир, свой индивидуальный уровень развития, и как же тут не потеряться? Вспомните себя, когда приходите на новое место работы, неужели вы сразу бежите с каждым общаться, беретесь за руки и водите хороводы? Нет, конечно, вы не готовы делиться чем-либо, не готовы быть раскованными, вас пугает, настораживает незнакомая обстановка, незнакомые люди, и поэтому если у ребенка слабо сформирована психика, если он гиперактивный, то его состояние лишь ухудшится. Не ждите, что он сядет со всеми за один стол и начнет принимать пищу, в одно и то же время ляжет спать, отправится со всеми в хорошем настроении на прогулку и так далее. Для ребенка это шок! Мамы рядом нет, знакомых рядом нет, прежней еды, посуды, уже известных ему запахов тоже нет, поэтому никогда не оперируйте тем, что «тебе в садике понравится, ведь там много детей». Это для ребенка пустые слова.
Второе- пойдет в садик и начнет тут же стихи рассказывать. Как же много написано статей на эту тему, проведено вебинаров, но до сих пор находятся люди, которые продолжают верить в эти сказки, а особенно доверяют рассказам с женских форумов «вот мой Саша молчал, но пошел в сад и речь появилась», «А вот моя Маша молчала молчала, в сад пошла и все теперь хорошо, в этот же день Пушкина пересказала». Давайте будем честны, сад-это не то место, где у ребенка произойдет резкий скачок в речи. Напротив, он может и вовсе замолчать, испугавшись всего нового, испугавшись того, что есть рядом дети, которые говорят, а он так пока не может и из-за этого его никто не понимает. Кто может действительно после садика заговорить? Только лишь те дети, у которых была небольшая темповая задержка речи, то есть которые начали говорить, но слов было не так много. Однако отправившись в детский садик, произошла смена обстановки, новые яркие эмоции дали классный толчок к говорению, ребенок стал раскованным и превратился в говорушку. Однако дети с тяжелыми нарушениями речи, например, с алалией, дизартрией не заговорят, переступив порог детского сада. Нужны полноценные регулярные занятия с логопедом-дефектологом, тогда результат будет. Поэтому пожалейте своего малыша, и сперва подготовьте речевую базу, чтобы хотя бы минимум слов ребенок мог произносить. Так вы упростите жизнь и воспитателям, которым необходимо получать отклик от ребенка.
Третье- занятия действительно предусмотрены в каждом детском саду, но качество услуг, увы, отличается. Кроме того, легко живется там лишь тем малышам, которые дома занимаются с родителями, у которых уже есть определенные знания ( животные, транспорт, цвета, фигуры и проч.). Поэтому постарайтесь помочь вашему ребенку не быть белой вороной в коллективе, чтобы он мог давать верные ответы, справляться с заданиями и получать похвалу. Четвертое- новая обстановка не всегда идет на пользу, как я писала об этом выше. Одни дети раскрываются, подобно цветам, а другие наоборот закрываются в себе, происходит так называемый «откат в системе», когда дети стремились познавать новое, кушали дома ложкой самостоятельно, имелись речевые сдвиги, ребенок был способен ходить сам на горшок, засыпал в обед. Но вдруг произошел сбой. И для столь чувствительных детей детский садик оказался проблемой, из-за чего одни начинают справлять нужду, находясь в одежде, другие не едят, третьи-не спят, а четвертые моментально перестают говорить от слова совсем.
Пятое- играться, общаться со всеми малышами станет далеко не каждый неговорящий ребенок. Почему? Давайте вновь возьмем эту роль на себя, и представим: вы находитесь в помещении, где все общаются на знакомом вам языке, вы речь понимаете ( это в лучшем случае, если ребенок хотя бы понимает обращенную речь) носами сказать не в состоянии. Предположим, это английский язык. Вы вроде бы все понимаете, правильно реагируете, но произнести слово не можете, составить простую фразу или короткое предложение так, чтобы вас поняли окружающие- не можете. И что будет тогда? Если ребенок поувереннее, то даже без речи он все равно будет сидеть рядышком с другим малышом и пытаться вместе собирать пирамиду, катать машину и так далее. А если это сюжетно-ролевая игра, где требуется что-то озвучивать, увы, здесь ребенка могут в игру не принять и ему придется найти иное занятие либо просто наблюдать со стороны.
Речь всегда рядом идет с психическим развитием, интеллектом, поэтому если нет слов, страдает и нервная система малыша, он напряжен, раздражен, недоволен тем, что его не понимают дети. К примеру: малыш хочет показать другому машинку, которую он нашел, но так как сказать не может, то решает взять его за руку и отвести к этой игрушке. Этому ребенку может не понравиться, что его кто-то трогает и ответная реакция может испугать вашего неговоряшку. Его могут толкнуть, тот ребенок может заплакать, позвать воспитателя и сказать, что он сделал ему больно и так далее. А ведь ваш малыш просто хотел вместе поиграть, показать новую машинку. Что произойдет в этом случае? Конечно же, малыш расстроится. Есть и другой момент- если ребенок вместо прикосновений попытается объяснить другому на звуках или отдельных слогах, но его тоже не поймут и скажут в ответ «я ничего не понимаю, говори нормально, что ты хочешь?» . Я замечала ни один раз такую ситуацию в садике и на детских площадках. Поэтому обязательно учите ваших малышей говорить!
Дети очень чувствительны, я бы сравнила их нервную систему с толщиной крыльев у бабочек, не дай бог схватишь за крылышко, или нажмешь сильно, все, обратного пути не будет. Об этом стоит помнить всегда и не надеяться на то, что малыш сам заговорит, когда придет время, без занятий этого чуда не произойдет! Все идет по возрастающей: ребенок садится, ползет, встает, начинает идти, развивается мелкая моторика, начинает появляться речь…Если бы вы увидели ребенка 2-3 лет, который не умеет ходить, а только ползать- удивились бы? Конечно. Вы сказали бы, что это далеко ненормально. Тогда почему же, если вопрос касается речи, то мы ждем, что он решится самостоятельно? Речь также важна, как и ходьба, как умение слышать, видеть, работать руками. Не слушайте советы тех, кто никогда не воспитывал и не работал с детьми, имеющими задержку речевого развития, они полны лживых фраз, которые вам дарят уверенность, надежду, но на самом деле вы потеряете драгоценное время, ожидая, что все произойдет само, по взмаху волшебной палочки. Поддерживайте малышей, обучайте их всему, что они должны знать и уметь в каждом возрастном периоде. Не упускайте драгоценное время.