Привет, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим о том, в чём мы находимся с вами постоянно: нет, это не запара по учёбе/работе и даже не бар в пятницу вечером… Речь об информационном пузыре. Думаем, это словосочетание вы слышали часто, но давайте разберемся, что же это всё-таки такое и как из него выйти.
Что такое информационный пузырь?
«Информационный пузырь» (или ещё его называют «Пузырь фильтров», в оригинале «Filter bubble») — термин, который ввёл интернет-активист Илай Парайзер. Свои наблюдения он описал в одноимённой книге. В ней он пришёл к выводу, что этот самый «пузырь» — негативная сторона персонализированного поиска, явления, при котором веб-сайты через алгоритмы определяют, какую информацию пользователь хотел бы увидеть. Они основываются на информации о его геолокации, прошлых нажатиях и перемещениях мыши, предпочтениях и истории поиска. В результате веб-сайты показывают информацию, которая соответсвует предыдущим запросам конкретного пользователя. Другие новости, как правило, пользователю не показываются, потому что алгоритмы предполагают, что его заинтересует что-то уже знакомое.
Парайзер отмечает, что главный возможный минус подобной фильтрации поисковых запросов — «отсутствие новых идей, предметов и важной информации» и «создание впечатления того, что наши узкие собственные интересы и есть всё, что существует и окружает нас». По мнению активиста, это приносит потенциальный вред как для личности, так обществу в целом.
Но если посмотреть с другой стороны, то такие фильтры — это не всегда зло. Например, всеми нами любимый ТикТок строится на этой модели фильтрации и отбирает то, что потенциально может понравиться пользователю. Или, например, Spotify (помянем…), который до последних событий мог по алгоритмам подобрать целый альбом, который точно бы понравился пользователю.
Как справится с информационным пузырем?
Короче, говоря простым языком, фильтры — это круто, но только когда ты используешь их намеренно и они не закрывают от тебя какую-то новую информацию. Если вы, дорогие читатели, не хотите, чтобы Google или Яндекс выдавали не то, что вы ищете, а то, что они считают наиболее подходящим для вас — в соответствии с вашей ранней поисковой историей — то представляем вашему вниманию список действий, которые вам в этом помогут.
— В первую очередь стоит отключить персонализированную выдачу. Большая часть современных сервисов добавила возможность отключения персонализации, так что с этим проблем быть не должно:
Google: зайдите в учетную запись и отключите все отслеживающие активности.
Яндекс: зайдите в настройки и снимите галочку с «Учитывать мою историю поиска в результатах».
— «Ещё отличным способом выхода из «пузыря» будет использование режима «Инкогнито» (в нем не сохраняется история поиска и посещений). Но для этого необходимо выйти из аккаунтов Google или Яндекс»
— Используйте сервисы для деперсонализации. Эти плагины для браузеров предотвращают отслеживание ваших действий со стороны любых внешних сайтов:
Ghostery: выявляет и блокирует системы отслеживания, а также устраняет рекламу.
Disconnect – то же самое, только без блокировки рекламы. Работает на некоторых мобильных браузерах.
Ну и самое интересное — алгоритмы в социальных сетях. Соцсети выдают в ленту посты, основываясь на ваших подписках и лайках, то есть учитывая вашу предыдущую активность. Именно с ней вам и стоит работать и как-то менять. Для того, чтобы преодолеть эти алгоритмы, представьте в своей ленте максимальный спектр мнений: подпишитесь на те страницы, на которые в обычных условия вы даже не подумали бы подписаться (естественно, мы не призываем подписываться на откровенные фейки и засорять тем самым свою ленту, но небольшое количество пабликов с альтернативным мнением не повредит) и периодически лайкайте посты на этих страницах. Так они будут попадаться в вашей ленте. Сознательно подписываясь на паблики, которые вам не нравятся, вы также боритесь с «информационным пузырем» в вашей собственной голове, который может быть также ангажированным.
В общем, выход из пузыря — это не самая приятная штука, но она может дать вам больше информации и развить критическое мышление, что в наше время очень ценно!