Найти тему
НаТоке

Эксперты про спрос на электромобили в России

Несколько дней назад мы выпустили материал, в котором рассказали, как развивался спрос на электромобили в России за последний год. К примеру, касаемо новых электромобилей, в сентябре 2022 года в России их было куплено 209 штук.

Таким образом, по итогам сентября 2022 года спрос увеличился на 29,8% по сравнению с сентябрем прошлого года. Причем доля электромобилей на рынке новых легковых автомобилей выросла более чем втрое: с 0,14% (в сентябре 2021 года) до 0,47% (в сентябре 2022 года).

В октябре спрос на новые электрички вырос еще сильнее, в этом месяце спрос на «зеленые» машины увеличился вовсе на 59% по сравнению с октябрем 2021 года. Доля «электричек» на рынке новых легковых машин также увеличилась, причем более чем в четыре раза за один год: 0,15% (в октябре 2021 года) до 0,66% (в октябре 2022-го). Всего в октябре было куплено 286 новых электрокаров.

С подержанными электрокарами такая же ситуация, спрос на них активно растет с каждым месяцем. По итогам третьего квартала 2022 года рост продаж б/у электромобилей составил 61%.

В среднем россияне на электромобиль тратили 2 350 000 рублей, а чаще всего покупали Nissan Leaf, доля которого от всех проданных подержанных электромобилей составила 39,3%. Общая доля электрокаров в структуре всех российских автомобилей с пробегом в третьем квартале 2022 года составила 0,24%.

-2

Теперь давайте посмотрим, что думают эксперты насчет спроса на «электрички», а также как он будет развиваться в дальнейшем.

В беседе с аналитическим агентством «Автостат» представители авторынка рассказали о перспективах электрокаров в России.

По мнению руководителя проекта «РОЛЬФ Электро» Александра Кандинова, положительная динамика российского рынка электромобилей сохранится и в дальнейшем будет расти. Главное — это наличие машин у продавцов и сохранение (или расширение) возможностей для импорта.

На данный момент, единственным вариантом привоза электромобелй в Россию является параллельный импорт, за счет которого в нашу страну привозят такие электромобили, как: Mercedes-Benz EQE, китайские Zeekr, Hongqui, BYD, HiPhi и многие другие. Также отмечается, что по прогнозам экспертов, в перспективе трех лет доля электромобилей в России может достигнуть порядка 10%, при условии активного развития инфраструктуры для владения электромобилем и активной поддержки государства в виде субсидий и льгот.

Рынок электромобилей будет расти в России за счет увеличения спроса, клиент является основным драйвером этого сегмента. Наиболее привлекательными станут электрокары марок Tesla, Nissan, Volkswagen китайской сборки, Mitsubishi, а также машины китайских брендов. Доля рынка электромобилей может вырасти в разы в 2023 году, этому будет способствовать локальное производство марок Evolute и «Москвич, – рассказал руководитель направления «Автомобили с пробегом» ГК «Прагматика» Александр Сурков.

Также бренд-менеджер Skywell Оксана Павлычева поделилась своим мнением. Она отметила, что на российском рынке появляются новые официальные дистрибьюторы производителей электрокаров, что даст потенциальным покупателям уверенность во владении и обслуживании автомобилей.

Взять в пример тот же Skywell, который недавно объявил об официальном представлении своих машин на российском рынке. Сейчас компания формирует дилерскую сеть и намерена начать продажи до конца этого года.

Помимо этого, в России растет количество брендов и самих электромобилей, в будущем еще могут присоединиться суббренды уже присутствующих компаний Geely, Chery, GAC, Changan, OMODA. Также некоторые китайские бренды появляются на рынке России, поставляя машинокомплекты для тех же заводов Evolute и «Москвич».

Дальнейшее развитие инфраструктуры и повышение покупательского спроса станет сигналом для китайских и корейских производителей к выходу на российский рынок, который всё еще является очень крупным и обладает большим потенциалом для развития.

Также обратим внимание на мнение президента Союза автоэкспертов и оценщиков, а также основателя компании AutoExpert Олега Амирова:

Прогресс неизбежен, тенденция роста спроса на электромобили в принципе не только в России происходит, но и в других странах. Что касается процентов, это немного условно, потому что если продавалось, например, 100 автомобилей, а стало продаваться 160 на рынке электромобилей, то такой рост спроса выглядит существенно, но в доле автомобилей с двигателем внутреннего сгорания это может быть незначительно, — расскзаал он в беседе с радио Sputnik.

Кроме того, он отметил, что в стране активно развивается электрический общественный транспорт, а также электрические грузовые автомобили.

-3
Через какое-то время этот вид транспорта станет для нас обыденным, — считает эксперт.

Также своим мнением, касаемо роста электрокаров в России поделился обозреватель «КоммерсантЪ FM» Дмитрий Гронский, отметив, какие модели с пробегом россияне покупали чаще всего.

У нас с электричеством пока все в порядке, поэтому эксперты «Авито Авто» даже зафиксировали всплеск интереса россиян к электромобилям с пробегом — за третий квартал продажи выросли в полтора с лишним раза. 39% из них составляют бывшие в употреблении Nissan Leaf со средней ценой 710 тысяч руб. То есть, по сути дела, это единственный на рынке электромобиль, доступный по цене. Потому что на втором месте с большим отрывом идет Tesla Model 3. Ее доля на рынке составляет без малого 11%, а средняя цена — более 3,5 млн руб.

Также он рассказал, как выглядит портрет среднестатистического покупателя Nissan Leaf в России:

-4
Кстати, один мой знакомый недавно как раз купил себе Leaf. Десятилетний электромобиль, когда был новый, на одном заряде батареи проезжал 200 км. Сейчас значительно меньше, особенно зимой, когда включены всякие подогревы. Но мой знакомый живет в собственном доме на окраине областного центра, и потому имеет возможность подзаряжать машину у себя во дворе. А ежедневный маршрут — детей в школу, сам на работу, с работы в магазин и домой — не превышает 30 км. Думаю, что портрет среднестатистического покупателя этой машины приблизительно такой.

Еще обратим внимание на мнение ведущего эксперта «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова:

Перспективы для выпуска электромобилей есть, причем неплохие. Производство таких автомобилей пользуется поддержкой государства, их чаще выбирают потребители, что благоприятно отражается на состоянии здоровья граждан, на экологической ситуации», – считает он.

Однако есть некоторые факторы, из-за которых спрос на электромобили в нашей стране может замедлиться. Об этом также рассказали эксперты:

Производители электрокаров могут столкнуться с проблемой мирового дефицита полупроводников, которую будет сложнее всего преодолеть из-за ограничений на их поставки из Тайваня. Однако данную проблему решить будет непросто, но возможно, в первую очередь за счет параллельного импорта из азиатских стран, а в более долгосрочной перспективе и за счет отечественного производства, – считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.На данный момент, с учетом разрыва международной кооперации в области автомобилестроения, говорить о перспективах массового производства электромобилей достаточно сложно, – отметил Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «ИВА Партнерс».
-5