Более 11 миллиардов тенге получит ТОО «Ақ Нұр-строй» по прямым контрактам. Как так получилось?
Каждый из договоров (всего таковых 14), формирующих эту сумму, строительная компания заключила в Туркестанской области — либо с региональным управлением строительства, либо с аналогичным органом, выполняющим те же функции в пределах города Туркестан.
Прямое заключение договоров стало возможным благодаря постановлению Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2019 года № 362. Документ с длинным названием "Об определении лиц, у которых будут приобретаться работы и услуги в рамках строительства города Туркестана" устанавливает перечень компаний, с которыми в Туркестане и области власти могут взаимодействовать, минуя привычную и так надоевшую госорганам конкурсную основу.
Однако и здесь полная свобода воли государственных учреждений несколько ограничена — в списке, определенном вышеупомянутым постановлением, ТОО «Ақ Нұр-строй» встречается всего два раза.
Во-первых, со строительной компанией можно заключать договора напрямую в том случае, если это касается строительства инженерной инфраструктуры в административно-деловом центре г. Туркестан.
Во-вторых, в том случае, если исполнитель будет выполнять строительные работы по реконструкции водопроводных сетей микрорайона хлопковых заводов в городе Туркестан.
Что происходит на деле? Прямые договора со ссылкой на данный документ «Ақ Нұр-строй» имеет на объекты, не подходящие под перечисленные условия::
— Строительство школы на 200 мест имени Амира Темира (1.5 млрд)
— Строительство инженерно-коммуникационных сетей к коттеджному городку Park View (737 млн)
Дополнительно строительное ТОО заключило с управлением строительства Туркестанской области договор со ссылкой на законы республики Казахстан на строительство врачебной амбулатории в населенном пункте Бозарык города Шымкент (93 млн). При этом не указывается, каким именно законом РК обеспечивается законность данного договора.
Справедливости ради, большая часть договоров действительно относится к строительству административно-делового центра или района хлопковых заводов, но три упомянутых контракта едва ли можно отнести к таковым — объекты находятся в другой части города или затрагивают работы, которые в постановлении не указаны.
Даже если исключить это расхождение, открытым остаётся вопрос: почему власти сознательно убивают конкуренцию подобными правовыми актами? Мы написали представителям государства запрос по этому поводу и ждём их официального ответа — обязательно дадим знать, как только он будет получен.
Стоит отдельно отметить, что договоры госорганов с ТОО «Ақ Нұр-строй» — это лишь верхушка айсберга, и на деле мы имеем огромное количество компаний, которые могут получать государственные заказы в обход тендеров и конкурсов. Как, кем и почему был определён список, какой проверке подвергались вошедшие в него компании и на основании какого принципа они собраны, ответят уже органы местного самоуправления Туркестанской области.