Добрый день подписчикам и читателям канала.
Что такое "налоговый мониторинг"?
Фактически это ваше соглашение с ИФНС о замене налоговых проверок текущим мониторингом вашей деятельности.
Пока на данный момент это право, а не обязанность. И о своем желании на проведение налогового мониторинга компания, соответствующая критериям, указанным в ст. 105.26 НК РФ, сообщает в ИФНС, направляя туда соответствующее заявление.
Критерии на данный момент:
- сумма всех доходов за предшествующий год не менее 1 млрд.рублей;
- стоимость активов не менее 1 млрд.рублей.
Компания сама изъявляет, так сказать, желание помониториться.
Почему у компании может такое желание возникнуть?
Потому, что это реально снижает издержки. Любые.
Финансовые затраты, трудозатраты, временные затраты.
Поскольку я с выездными и камеральными проверками работаю плотно, то могу сказать, что издержки могут быть очень большими.
Во время выездной проверки по требованию вам надо в ограниченные сроки собрать иногда в среднем 30 000 - 100 000 листов документов по самому первому требованию. А потом будут еще.
Бумага, картриджи, возможно покупка техники. Так как имеющийся ксерокс не рассчитан на работу в авральном режиме. Поездки туда-сюда постоянно. Юристы и консультанты.
Даже, если документы вы сканируете и отправляете электронно, то на 1-2 сканерах одновременно не могут работать 5-10 человек. А 1-2 человека собрать за 5-10 дней 30 000 документов просто не успеют.
Достать папки, найти, расшить, отсканировать, или скопировать, сшить и положить обратно, сшить копии по 150 листов в пачке, сделать описи. Если для отправки в скане, то отправить в среднем 2000 писем, так как объем документов не пройдет, надо дробить, там внутри опись автоматическая, надо заполнять руками пункты, названия, следить, чтобы машина не наворотила дел - программа сама решает, разъединяет она файлы или соединяет. Зачастую приходится "склеивать" договоры, так как программа их разбивает на части и обзывает странными словами в описи.
Кроме того, бухгалтерия просто бросает текущую работу. И все силы брошены на налоговую проверку, чтобы не было штрафов за непредставление документов. А также, чтобы не приперлась выемка или изъятие в рамках ОРМ УЭБ и ПК МВД, включенных в проверку.
Нанять людей под проверку для помощи и ускорения плохая идея.
а) Показывать бухгалтерскую информацию чужим людям - не есть хорошо;
б) Они не в курсе - придется объяснять, где что брать, как делать. То есть это потеря времени. Своим составом бухов уж точно медленнее не будет.
в) Новенькие часто перепутывают папки, документы, периоды - потом вообще ничего не найдешь.
Была у нас такая "Настя". Мой зам дала ей пачку документов отсканировать. Она после сканирования складывала их друг на друга не ровно, а как придется. В виде цветочка или снежинки. Потом она степлером продолбала эту "снежинку" ровно посередине и отнесла ЭТО моему заму. Бедная моя зам. Ее чуть инфаркт не дернул после такой "помощи".
Будет, как в поговорке: "Пошли осла, за ним посла".
Так что смысла в найме людей специально на проверку нет.
Кроме того, на обычной выездной проверке доначисляют за 3 года сразу огромную сумму налогов, пеней, штрафов, на которую сразу денег не найдешь - бизнес сталкивается с проблемами банкротства и уголовных дел.
Суммы пеней огромные, так как пени доначисляют "за 3 года назад". И они могут быть сопоставимы с суммами доначисленных налогов.
При мониторинге за 1 календарный год, фактически текущий, "шоковых" по объему и периодам доначислений нет.
Еще один плюс мониторинга - возможность запросить в ИФНС мотивированное мнение о налоговых рисках по сделке.
Ведь, если идет выездная проверка в обычном режиме, то в Акте проверки будет "сюрприз". ИФНС на выездной досрочно карты не раскрывает.
В крупном бизнесе основная проблема проверок - ОБЪЕМЫ документов.
Поэтому для крупняка точно мониторинг бывает намного дешевле по всем параметрам, чем авральная выездная налоговая проверка.
Кто?
Пока на налоговом мониторинге находились всего 95 налогоплательщиков.
Однако, список расширяется. И с 2023 года таких компаний будет уже около 200. Так как в Налоговый кодекс готовятся поправки о снижении порогов для критериев налогового мониторинга. И в данный перечень сможет попадать уже не только крупный бизнес, но и средний.
Для этого ФНС России проводит технические работы по интеграции контролирующих налоговых систем с бухгалтерскими системами компаний.
С 2022 года вступил в силу приказ ФНС России от 23.12.2021 года № ЕД-7-23/1142@ «Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации».
Порядок разработан в соответствии с пунктом 6 статьи 105.26 НК РФ. И его цель – унифицировать подход к получению доступа налоговых органов к информационной системе проверяемой организации.
Для чего налоговики хотят "внедриться" в бухгалтерские базы?
Чтобы не терять время на процедуры истребования документов и не заваливаться сканами и бумагой.
До 01.01.2023 года ФНС России ведет подготовительную работу по интеграции. Налогоплательщики должны предоставить правильные параметры доступа и защищенные каналы связи с криптографической защитой.
Полностью завершить работы по интеграции ФНС России планирует до 2024 года.
Будущее - полная прозрачность
Поскольку уже более 10 лет ФНС России идет четким курсом отказа от выездных проверок в пользу текущего анализа и мониторинга, то весьма вероятно, что после 2024 года бизнес постепенно начнут переводить на мониторинг уже принудительно.
Мы постепенно привыкаем к "пилотным проектам", после тестирования которых практика контроля и администрирования становится повсеместной и принудительной.
"Прямые выплаты" по страховым взносам, АСК НДС, АСК ДФЛ, банки со своим контролем по 115-ФЗ. Как следствие - гражданские иски о взыскании НДС между компаниями.....и так далее.
Была у меня тема уже про прозрачность и должную осмотрительность. Где прогнозы на полную прозрачность я уже делала.
И, судя по дальнейшим тенденциям, мы к этой прозрачности и идем. Уже семимильными шагами.
Раньше как было: компания случайно попала в проверку. Получила Решение на 500 миллионов. Платить нечем. Начинается тягомотина: суды, банкротства, субсидиарки. Деньги из бюджета на администрирование тратятся - выхлоп максимум 10%. Директор возможно сел и лишился жилья и активов. Бизнес инспекторы убили - им все равно. Палка в работе получена.
На текущем мониторинге поступления в бюджет будут стабильными, ровными, многолетними и близкими к 100%.
Бизнесу не придется банкротиться. Просто за курицей, несущей золотые яйца будут тщательно следить.
Не думаю, что протестировав мониторинг на 200-х компаниях, государство на этой цифре остановится. Все, что удобно, все, что будет работать на текущее пополнение бюджета - все в итоге будет внедрено принудительно.
Интересно мне только, не возникнет ли новый вид хакерства? Доступ к базам компании обязательно породит желающих в этих базах поковыряться с большими последствиями)))
Раньше можно было сотрудников подозревать в продаже информации конкурентам. А после интеграции кого? Любой договор - как на ладони. Полный доступ к документам.