Найти тему
Kinoryba

John Mayall – Jazz Blues Fusion (1972)

Майалл – один из отцов-основателей стиля под названием “британский блюз”, который даже написанный и сыгранный в мажоре кажется минорным. В этом есть много прелестей и определенная часть слушателей даже считает, что это и есть настоящий блюз. Он, конечно, настоящий, но не исчерпывающий, скажем так. На альбоме 1972 года – опять же, редкий случай, когда Майалл за целый год выпустил всего один альбом – а не два и не четыре, как у него случалось – британский блюз Майалла куда-то исчез, как и не было. Здесь он играет с черными музыкантами – и не просто с черными музыкантами, а с крутыми черными джазменами, только Ларри Тэйлор – басист – белый блюзмен, остальные дают настоящего корневого огня и результат получился выше всякой критики. Хотя, критики и ставят этой записи оценку четыре из пяти – ну, это их проблемы. Главное, что здесь в полный рост и блюз и джаз и даже фьюжн – и совсем не привычный уже и милый – мне в том числе – британский холодный блюз. Крепкий ядерный джазовый коктейль, Майалл с черной группой разрушает шаблоны и делает шаг в сторону – впрочем, в эту сторону он еще будет шагать - и не раз. Хотя – в начале – ничто не предвещало. Классический блюз Country Road с аккуратными гитарными фразами Фредди Робинсона и гармошкой Майалла, функциональной игрой баса и ударных, как будто случайными фразами трубы Блю Митчелла, но – с ее вступлением раскочегаривается и Робинсон и все остальные. Ну и наконец появляется обещанный в названии джаз – и больше уже не уйдет. Вступил саксофон Клиффорда Соломона, гитара тоже перестает быть ортодоксально-блюзовой, обретя свободу уносит песню в джазовую импровизацию. С гармошкой Майалла гитара не договорилась и они играют вместе – не очень-то ансамблево, но и ничего. Зато – жизнь. Mess Around – классический стиль Майалла, но здесь опять ощущение, что группа встретилась впервые, все знают форму, но кто когда вступает еще не определено. Но в процессе договариваются и место для соло гармошки находится. Гитара и духовые пристраиваются, присматриваются и прислушиваются – с тем, чтобы влупить как следует в Good Time Boogie – что и происходит дальше. Понеслось – ритм-секция и гармошка задают драйв, подключается Робинсон так, как будто именно эту песню группа репетировала не меньше, чем полгода. И пошли качать – после дуэта с Майаллом Робинсон задает блюзово-джазовое соло – свободное и чистое, виртуозное и легкое. По всем законам джаза следующим номером – сакс – и вместе с Ларри Тэйлором на басу Соломон устраивает настоящий джазовый разгул – из робкого начала в бешеный драйв, который перехватывает труба и продолжает гнать песню – быстрее и быстрее. И пошел уже настоящий горячий джаз – уже с пением Майалла. Раскаленный быстрый фанк Change Your Ways – труба и классический гитарный выход Робинсона, ритм-секция свингует, труба кричит. Майалл поет ритмически точно и свингует голосом не хуже черных джазменов. Медленный блюз Dry Throat сразу же съезжает в джаз – и в басу, и в гитаре и в ударных, печальный голос Майалла контрастирует с агрессивной трубой и пропадает в саксофонном соло, которое перехватывает гитара – джазмены здесь отчетливо берут все на себя и становятся главными. Ударные Рона Селико разгоняют темп и снова в игру вступает Майалл – тихими стонами и аккордами гармошки, которая возьмет на себя следующее полотно - Exerсise In C Major For Harmonica, Bass & Shufflers. Майалл очень крут с гармошкой, но он дает поиграть и Тэйлору – джазовое соло баса с поддержкой ударных, потом - собственно, песня с необходимым здесь скоростным гитарным соло под аккомпанемент гармошки и классической джазовой игрой всего бэнда. Публика орет и аплодирует – ну, в зале это, конечно, звучало на порядок круче, чем с пластинки, но – что имеем – то имеем. Мажорная Got To Be This Way украшенная духовыми с гармошечным соло и разыгравшимся не на шутку Робинсоном, свирепым басом Тэйлора, классной, “в абсолютном джазе” трубой – шесть минут свинговой раскачки. Кайф и бодрость, жизнь и радость – все на этом альбоме. Не слишком отрепетировано – да и не нужно. Взаимопонимание и класс музыкантов высочайшие.