Найти тему

Рубрика "Детские портреты". Трагедия семьи Серебряковых

На картине "За завтраком" 1914 года - старшие дети художницы Зинаиды Серебряковой: восьмилетний Женя, семилетний Саша и двухлетняя Таня. Где-то за границами полотна есть еще малышка Катюша, которой пока слишком рано за общий стол)

Очаровательные дети, правда? И сегодня мы хотим рассказать вам трагическую историю семьи Серебряковых. Итак, третья часть нашей рубрики "Детские портреты: что было дальше" (а кто не видел предыдущие части - они здесь и здесь)

"За завтраком" 1914 года
"За завтраком" 1914 года

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) - талантливая художница, жившая во времена зарождения множества авангардных течений, но творившая в своем собственном стиле. Она любила писать портреты своих близких, свои автопортреты, сценки из семейной жизни, сцены народного быта - и они очаровывают нежностью, простотой и уютом образов.

Зинаида занималась живописью при полной поддержки семьи: сперва родителей, затем горячо любимого мужа Бориса. И если бы художница жила в наше время, то на вопрос "Карьера или личная жизнь?" недоумённо спросила бы: "А зачем выбирать?". Она была счастливой матерью большого семейства, довольно успешной художницей, наслаждающейся своей жизнью... Но всё хорошее рано или поздно заканчивается. В случае Зинаиды Серебряковой и её семьи - слишком рано.

"За завтраком" 1914 года - сценка из счастливой жизни большого семейства. Чувствуете эту любовную материнскую интонацию, с которой Зинаида пишет своих детей? Бесконечная нежность, удовольствие от созерцания, что они сыты, здоровы.

Увы, уже в 1917 году счастье закончилось - грянула революция, и Серебряковы покинули родное поместье, опасаясь грабежей. Мужа художницы Бориса арестовали, а в 1919 году он умер от тифа.
Голод, тоска и нищета чуть было не сломали Серебряковых, но Зинаида продолжала рисовать и этим как-то зарабатывала на жизнь.

В 1924 году художнице подвернулся шанс поехать в Париж на заработки, и она решилась на это, оставив детей бабушке. Она обещала детям вернуться поскорее или забрать их к себе - но судьба распорядилась иначе.

Позднее Таня, которой в момент отъезда Зинаиды было 12 лет, вспоминала - она уже тогда чувствовала, что разлука с матерью затянется. Так и случилось: в следующий раз они встретились через 36 лет, в 1960-м.

"Автопортрет с дочерьми"
"Автопортрет с дочерьми"

Зинаида успела выписать к себе в Париж лишь Катю и Сашу. А потом упал железный занавес.
И когда-то счастливая семья разделилась. Женю и Таню отказывались выпустить к матери, а сама Серебрякова опасалась возвращаться домой, так как Катю и Сашу могли объявить врагами народа. В Париже художнице тяжело было начать новую жизнь: она была талантлива, но не обладала пробивным характером, а дух её был сломлен пережитыми испытаниями.

Зинаиде иногда удавалось выслать родным в СССР деньги, но этого было мало - в 1933 году её мать, с которой она оставила детей, умерла от голода.

Жизнь как-то продолжалась. Маленькая Катюша выросла и тоже стала художницей. Саша стал декоратором. Таня - театральной художницей. А Женя занялся архитектурой. Все они прожили долгие-долгие годы...
Но, думается нам, никогда не забывали, как были счастливы когда-то за завтраком.

Вот такая история. Берегите себя и своих близких и обнимайте их чаще.

#искусство #москва #подборки

_____________________

📌Посетить выставки в Москве: vekarta.ru
Режим работы до 18 декабря:
Будни с 12:00 до 21:00
Выходные с 11:00 до 20:00