Найти в Дзене

Увеличение числа бюджетных мест - это отнюдь НЕ всегда хорошо

Оглавление

Как и целевых. Этот как в старом анекдоте - "попис@ть в штаны на морозе - сначала недолго тепло и хорошо, а потом долго холодно и жжет". Ситуация получается ровно такая же, уж простите за аналогию.

Важно: я не о том, что увеличивать число мест вообще не надо. Где-то, наверное, надо, хотя циничный расчет тоже никто не отменял и в министерствах, распределяя очередные КЦП, вполне могут рассуждать и так: "А зачем увеличивать вуза А прием на Журналистику или Международные отношения? Да, там всего-то по 5 мест, так на внебюджете зато по 100 человек учатся. Подумаешь, с 280+ идут на платное, никто ж не заставляет. Пусть идут, раз деньги есть."

Давайте посмотрим на реальных примерах.

1. Из-за дикого роста КЦП на технические, ИТ и близкие к ним направления в десятках вузов был недобор.

Причем несколько лет уже. Очень показательно, да? Хотели как лучше, а получилось, что хлеб был вынужден бегать за брюхом - вполне хорошие вузы искали абитуриентов как могли, лишь бы кто пришел, лишь бы места закрыть. Ну и кому оно надо?

Например, в РГУ нефти и газа было так. Другие примеры - можно посмотреть в статье "Вузы с недобором объявили о дополнительном зачислении" по активной ссылке в конце статьи.
Например, в РГУ нефти и газа было так. Другие примеры - можно посмотреть в статье "Вузы с недобором объявили о дополнительном зачислении" по активной ссылке в конце статьи.

Да, дополнительное зачисление и допнабор - это для кого-то шанс (ссылку с историй читателя тоже оставлю внизу). Но в подавляющем большинстве на эти места придут либо те, кто никуда не поступил (и придут от безнадеги, мол, лучше где-то учиться, чем на улице), либо те, кого мама заставила, либо те, кому лучше хоть куда, но не в армию. Ну то есть почти все от безнадеги, да.

Кто-то втянется и доучится, кто-то даже полюбит свою будущую профессию и станет отличным специалистом, но... много ли таких? Не говоря уж про то, что начальные условия тоже играют роль - сдав физику/математику на 40-45, тяжело разобраться в высшей математике и сопромате.

На выходе же получим число +- то же самое, что было и до роста КЦП: ну, было бюджетных мест 100, до выпуска доходило 80 человек. Стало 140, из которых 20 ушло в недобор, а еще 25-30 поступили с очень низкими баллами - то на то и выходит, ну будет выпуск не 80, а 85. Зато сколько сил и бюджетных денег ушло на якобы "повышение доступности высшего образования". Кому оно нужно-то, такое доступное?

Фото из личного архива. Эта скульптура в Кельне продается :)
Фото из личного архива. Эта скульптура в Кельне продается :)

2. Что легко дается, то не ценится.

Логичное продолжение первого пункта - обесценивание. Неуемный рост КЦП на бюджет ведет к тому, что платные псевдовузы в борьбе за клиента снижают и требования, и стоимость, т.е. берут любого, кто способен заплатить, и всеми силами тянут его до выпуска, выкручивая руки преподавателям, отчего нормальные преподаватели в таких вузах не задерживаются, ну и т.д. Замкнутый порочный круг. И нет, не все платные вузы такие, но достойных платных мало, очень мало.

С другой стороны, легкость поступления на бюджет во многие вузы на технические и подобные им направления обесценивает и эту учебу - пришел тут такой важный кто-то с суммой за 3 ЕГЭ аж 150 баллов, и гоняются ведь за ним хорошие вузы, где КЦП на бюджет изначально завышены. ЧСВ такого студента зашкаливает, и начинает он вести себя как угодно, ведь это он нужен вузу, а не ему - вуз. Итог печален - отчисление. Вопрос из п.1 можно повторить - кому это надо?

3. Целевики и проблемы медицины

Государство "затыкает дыры" в жизненно важных отраслях, где нет конкурентоспособных зарплат, как может. А может - ну, так себе, если честно. Вот и получается, что в медвузах целевой прием в 75% от КЦП - норма, а реально таких целевиков едва 20-25 процентов набирается. Остальные места уходят в общий конкурс, где их почти никто не ждет, и получаем мы неразбериху и сумятицу - ребята с 270+ учатся платно, а с 146 - на бюджете. И проблема дефицита кадров в первичном звене здравоохранения не решена, кстати - целевиков-то так и не набрали, работать все равно некому. Такие дела.

4. Итог прост: гоняться надо не за количеством, а за качеством

Ну, чтоб люди ХОТЕЛИ стать физиками/инженерами/врачами по целевому и т.д., а не бегали от отработки со словами "ну нафиг, лучше уж на платное" и т.д. Только это игра вдолгую, а к ней, видимо, готовы не все.

Просто милый белый мишка. Тоже из Кельна. Для хорошего настроения :)
Просто милый белый мишка. Тоже из Кельна. Для хорошего настроения :)

Обещанные ссылки на упомянутые статьи:

Вузы с недобором объявили о дополнительном зачислении на бюджет
Провинциал препод-путешественник7 августа 2022

Традиционно напоминаю, что информацию о приеме 2023 я собираю для вас в специальной подборке - вот здесь. В подборке можно найти ответы на вопросы, разбор изменений, ссылки на важные для поступающих документы.

Телеграм-канал автора
ЗАДАТЬ ВОПРОС о поступлении
Моя визитка
Мой факультет