Автор Вячеслав Киреев
Вы написали сценарий. Там всё хорошо, персонажи заняты активной деятельностью, реплики искромётны, но по прочтении текста у читателя закономерно возникает вопрос: А в чём суть?
То есть, тут все красиво суетились и зажигательно общались, но непонятно ради чего была вся эта суета.
В каждом сценарии, как и в любой басне должна быть некая мораль. Что такое эта мораль? Это авторский посыл к зрителю: не делайте так или добро всегда побеждает зло или настоящая любовь может преодолеть все препятствия.
Мораль или авторский посыл к зрителю тесно пересекаются с понятием темы фильма, однако это немножко не совсем идентичные вещи. Посыл отвечает на вопрос: что хотел сказать автор? Ну, он нас развлёк, разве этого недостаточно? Увы, недостаточно.
Мораль пришла к нам из старинных сказок, в каждой из которых в финале формулируется эта самая мораль. То есть, ещё до эпохи кинематографа люди старались вложить некий смысл в развлекательные байки. Каждая сказка несла в себе некий посыл, формируя в сознании слушателей понятие о добре и зле, об их границах, что, собственно, и отличает нас от людей нецивилизованных, у которых этого понятия нет и они могут творить что угодно и как угодно.
Когда ваш сценарий написан, перечитайте его и попробуйте ответить на простой вопрос: а что вы хотели сказать зрителю? Чаще всего вы вряд ли сможете ответить на такой вопрос или просто не сможете сформулировать ответ. Я вам немножко помогу.
В некоторых жанрах, например таких как боевик, криминал, детектив, суть проста: добро всегда побеждает зло; преступник должен быть всегда наказан и тп. В мелодрамах речь чаще всего идёт про всепобеждающую любовь и тд. Сложнее всего определить мораль в комедиях, но, к примеру, в «Кавказской пленнице» мораль лежит на поверхности: нехорошие люди всегда понесут наказание.
Если вы прочитали сценарий и не нашли там ответа на вопрос про смысл написанного, то вероятнее всего вам нужно сформулировать авторский посыл для себя и добавить в текст одну ключевую реплику, эпиграф, метафору или что-то эдакое, которые объяснят зрителю ради чего этот текст был написан.
Зачастую зритель улавливает суть на подсознании и не требует от автора объяснений, ведь попроси зрителя — он вряд ли сможет внятно объяснить или сформулировать смысл фильма, однако он его увидит и почувствует. Критики, кстати, могут увидеть в вашем фильме нечто большее, чем даже вы хотели сказать и это нормально. Это значит, что вы подсознательно вложили в фильм частичку себя, сообщая миру нечто важное.
Пиша или пися сценарий, держите в голове ответ на вопрос: «в чём суть?» и тогда сценарий приобретёт глубину и проникнет в сердца ваших зрителей/читателей.
Удачи!