В современных реалиях, когда мир висит на волоске от ядерной войны, сверхдержавы «бряцают оружием» друг перед другом, пытаясь показать свое превосходство и напугать противника. Огромное количество денег, потраченное на разработку и производство летального оружия – вопрос спорный: а нужно ли оно? А нужно ли столько денег и сил тратить на то, что убывает людей, на то, что может уничтожить все человечество. Но, если честно, когда оно есть, как-то на душе спокойно. «Юрий Долгорукий» - военный корабль, который эксперты называют «доводом королей» или «оружием судного дня». Этот гигант инженерной мысли может поразить цель, находящуюся на расстоянии 11 тысяч километров.
Одно из аналитических экспертных агентств признаёт, что российская атомная лодка «Юрий Долгорукий» и её ракеты «Булава» вывели российский флот на новый уровень. Эксперты США уверены: имея всего 8 таких атомных подводных кораблей, Россия сможет контролировать 2 океана – Тихий и Северный ледовитый. «Подводное» противостояние России и США – это спор двух держав, который длится уже несколько десятилетий.
«Ты помнишь, как все начиналось?»
День боевого крещения подводного флота – 17 февраля 1864 года. Именно тогда в США во время войны Севера и Юга подводная лодка конфедератов «Ханли» потопила винтовой шлюп северян «Хаузатоник». Правда, вскоре после взрыва «Ханли» тоже погибла, унеся жизни всех членов экипажа. Этот случай стал первой успешной атакой подводного судна.
Первая действующая субмарина была спущена на воду в середине XIX века. Но сама идея подводного корабля намного древнее.
Самые ранние изображения субмарин, которые дошли до наших времен принадлежат карандашу Леонардо да Винчи.
Он считал: единственная цель подлодки – топить корабли противника. В нее должен был помещаться всего один моряк. О самом существовании проекта узнали только после смерти изобретателя. Великий ученый мог сконструировать любую технику, но всегда с настороженностью относился к военной. Он попросту её не любил. Поэтому все разработанные военные проекты он не афишировал.
Этот памятник стоит на берегу Сестрорецкого озера.
Посвящен он первому российскому, как раньше говорили, «потаённому» судну. Проект подводной лодки придумал безграмотный крестьянин Ефим Никонов. Идея понравилась Петру Первому. Он финансировал строительство. Испытания судна прошли в 1724 году. К сожалению, они были безуспешны.
Первую настоящую подводную лодку построили в Англии.
Корнелиус ван Дреббель в 1620 году сконструировал деревянную субмарину для королевского флота. Она погружалась на глубину 4 метра и двигалась под водой при помощи весел. На её борту помещалось 16 человек. Свои вояжи она совершала по Темзе. Подлодка не считалась военным кораблем, а использовалась в увеселительных целях королевской семьи и знатных особ.
В 1834 году в Петербурге построили первый в мире подводный корабль из котельного железа. Изобретение военного инженера Карла Шильбера нельзя было назвать полноценной субмариной. Из воды всегда торчали две башни. Несмотря на это, российская разработка вдохновила конструкторов всего мира. Лодок стало производиться в разы больше. А самое главное – на них сначала появился паровой, а потом и дизельный двигатель. Первопроходцем по применению подводных лодок был русский флот. Уже в 1905 году субмарины участвовали в Русско-японской войне. Хотя явных столкновений подводных лодок надводными судами не было, факт наличия русских субмарин сильно нервировало японцев.
В советской России подлодки стали грозным оружием. Самые большие человеческие потери на море Германия понесла в результате атак наших субмарин. 16 апреля 1945 года советская подлодка под командованием капитана второго ранга Владимира Коновалова уничтожила немецкий транспорт «Гойя». Тогда в воде погибло более 7 тысяч человек. Среди них более 1600 солдат четвертой танковой дивизии Вермахта.
Самой массовой подводной лодкой во время Великой Отечественной войны бала дизельная «Щука». Субмарина отличалась дешевизной и маневренностью. И невероятной живучестью одной из таких подлодок командовал легендарный Александр Маринеску. 30 января 1945 года его субмарина потопила корабль военного флота Германии «Вильгельм Густлов», водоизмещением более 25 тысяч тонн. На судне находилось 10582 человека, включая 1300 подводников. Корабли сопровождения спасли по разным оценкам от полутора тысяч до двух с половиной тысяч человек. Остальные сгинули в море. Чтобы не сеять панику немцы скрывали точное число погибших. По мнению командующего советским Балтийским флотом, адмирала Орла, уничтоженных немецких подводников хватило бы на укомплектование несколько десятков подводных лодок.
До 1954 года субмарины могли находиться под водой не более 6 часов. Потом приходилось всплывать, чтобы зарядить аккумуляторы и пополнить запасы кислорода. Все изменилось, когда американцы спустили на воду «Наутилус». Первую атомную подлодку в мире. Благодаря ядерному реактору время нахождения под водой ограничивалось только выносливостью личного состава и запасами провианта и воды.
В ответ на создание «Наутилуса» Советский Союз предпринял серьезные шаги. И через 3 года мы имели подводную лодку «Ленинский комсомол. К-3». Наша лодка была мощнее и выносливее. Если «Наутилус» погружался до 200 метров, то К-3 – до 300. Скорости хода у «Наутилуса» - 20 узлов, у К-3 – до 30 узлов. Вооружение: «Ленинский комсомол» - торпеды 26 штук; «Наутилус» - 20 торпед. Так начинался советский атомный флот. Через 15 лет наши моряки совершили единственное в мире кругосветное путешествие на подводных лодках. Две субмарины за 52 дня проделали путь в 32000 километров, не всплывая. Боялись, что их засекут американские самолеты-разведчики, потому что путь наших субмарин проходил вблизи баз США.
Сегодня самыми большими в мире подводными кораблями остаются подводки, созданные еще в Советском Союзе, российские тяжелые ракетные крейсеры проекта 941 «Акула». Длина этих гигантов почти 143 метра, водоизмещение – 48 тысяч тонн. Это всего на 4 тысячи тонн меньше, чем у знаменитого «Титаника».