Святая Инквизиция. Это название заставляло трепетать католиков на протяжении шести веков. Под ее моховик могли попасть как «ведьмы и колдуны», так и истинно верующие католики, стоило им оступиться.
Считается, что идейным вдохновителем католического трибунала является папа Римский Иннокентий III. Указ о создании Святой Инквизиции был издан в 1215 году. И в каждой европейской стране был создан свой филиал Святого Суда.
Но особой жестокостью и фанатизмом отличалась испанская инквизиция, возглавляемая Томасом де Торквемадой. Именно Святая Инквизиция в Испании с какой-то болезненной фанатичностью изобретала все новые и новые способы выяснить правду, то есть самые изощренные пытки.
Ученые до сих пор не могут назвать точную цифру людей, которые были сожжены на кострах инквизицией.
Однако с течением времени Святая Инквизиция начала сдавать свои позиции. И к концу XVII века ее авторитет был почти утрачен.
В 1808 году Наполеон Бонапарт захватил Испанию. Одним из его указов было упразднение инквизиции, как ненужного и устаревшего образования.
Но в 1814 году к власти в Испании пришел король Фердинанд VII – ярый ревнитель католической веры, который восстановил власть Святой Инквизиции. Правда, через шесть лет ее вновь распустили и создали в 1822 новый судебный католический суд под названием «Трибунал веры» (Junta de Fe).
Название изменилось, а вот содержание и состав тех, кто вершил судьбы верующих, остался прежним. Трибунал веры своими задачами ставил:
- охрану христианской веры от всякого просвещения;
- защиту католической церкви и Святого Престола;
- распространение и поддержка католицизма.
Единственное, что отличало новый духовный орган, были усеченные права в суде. Теперь любой приговор Junta de Fe должна была согласовывать со светской властью.
Однако это не уберегло испанского учителя Каэтано Риполя от смертной казни.
Риполь был обычным учителем в испанской церковной школе. Но во время наполеоновских войн он оказался в плену у французов. Так Каэтано попал во Францию, где познакомился с философией деизма.
Деизм – религиозное и философское течение в Западной Европе, где продвигалась идея о том, что после сотворения мира Бог перестал вмешиваться в дела Земли. А это значит, что для общения с Творцом не нужны посредники в качестве церквей и священников. Познать суть и естество Господа можно при помощи науки и логических измышлений.
Эта теория произвела на Риполя неизгладимое впечатление. Он проникся идеями деистов. И когда вернулся на родину в Испании, то стал продвигать учение деизма.
Вот только делал он это не среди ученых мужей, а в бедняцком квартале Рузаф в Валенсии. Каэтано Риполь проповедовал идеи среди учеников, которые обо всем рассказывали своим родителям. Те же испугались еретических мыслей нового учителя и нажаловались куда надо.
Осенью 1824 года Риполя арестовали за ересь. Два года он провел в тюрьме, дожидаясь суда.
Участники «Трибунала веры» надеялись, что учитель откажется от своих убеждений, но тот стоял на своем.
В 1826 году, наконец-то, состоялся суд. Во главе трибунала был отец Мигель Торанзо – опытный в таких делах инквизитор. Каэтано Риполи было предъявлено обвинение в ереси, в отрицании существовании Святой Троицы, святой сущности Иисуса Христа и непорочности Девы Марии.
Чтобы избежать самого сурового наказания, Риполь заявил, что не является католиком, поэтому к нему нельзя применить церковный суд. Но дотошные следователи из Junta de Fe раскопали церковную запись из города Риполь, где родился подсудимый. Согласно найденному документу, Каэтано был крещен в местной церкви, что автоматически приравнивается к принятию католической веры.
Логично, что Каэтано Риполь был признан виновным по всем статьям. Приговор тоже был суров – сожжение на костре. Светские власти Валенсии утвердили приговор, но с единственной поправкой – лишить Каэтано жизни через повешение, а не сожжение.
26 июля 1826 года был казнен Каэтано Риполь, который считается последней жертвой Святой Инквизиции.
Немногим позже и «Трибунал веры» был распущен, как устаревший и несовременный институт.
Подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии.