Стыд и чувство вины – это хоть и похожие, но все-таки разные чувства. И их важно научиться различать, т.к. способ проработки этих чувств отличается.
Очень часто стыд и вину путают, говорят «мне стыдно перед ним», когда на самом деле чувствуют вину, или говорят «меня завиноватили», когда на самом деле скорее застыдили.
И чувство стыда, и чувства вины – относятся к социальным чувствам, которые «рождаются» в отношениях, и которые присущи только людям, животные не испытывают этих чувств.
Еще эти чувства похожи тем, что они могут быть как здоровыми (если способствуют лучшей адаптации к обществу и помогают в жизни), так и токсичными (если блокируют активность человека).
Также стыд и чувство вины похожи тем, что оба они указывают, что мы сделали что-то неуместное для общества, нарушили какие-то социальные правила.
Но чувство вины мы испытываем тогда, когда мы причинили какой-то вред другому человеку, нарушили моральные нормы, или, когда мы какими-то своими действиями или бездействием заблокировали важному для нас человеку возможность удовлетворения какой-то значимой для него потребности. И чувство вины дает нам энергию для исправления этого ущерба, чтобы мы как-то компенсировали его.
А стыд – это скорее про неуместность какого-то нашего проявления. Мы как-то себя проявили, как неуместно себя проявлять в обществе, либо в случае более тотального стыда – мы чувствуем, что вообще неуместны и неправильны, как личности.
Стыд мы проживаем – как то, что мы как будто «опозорились» перед кем-то. А чувство вины проживаем – как то, что мы кому-то навредили, сделали кому-то плохо.
Если говорить максимально просто, то стыд – это «я плохой», а чувство вины – это «я поступил плохо».
Стыд – это про то, что наш образ себя пошатнулся, и это заметили или могут заметь другие. Это про то, что наше Я не соответствует тому, каким оно, как нам кажется, должно быть. Когда чувство вины больше про нарушение морально-этических норм, что мы причинили кому-то какой-то ущерб, вред.
Стыд и чувство вины похожи по переживанию, но при них у нас разные акценты:
- При стыде мы больше акцентируемся на собственном Я (Как Я мог совершить это?)
- А при чувстве вины мы больше акцентируемся на совершенном действии или бездействии (Как я мог совершить ЭТО?)
И формируются эти два чувства у нас по-разному, стыд возникает раньше, чем вина – на том этапе, когда ребенок начинает осознавать собственную отдельность от мамы и собственную зависимость от нее, когда он уже хочет отделяться на нее, но в тоже время понимает, что нуждается в принятии мамы и боится это принятие потерять.
Стыд начинает формироваться на этапе детского развития (от года до двух лет), который по Фрейду называется «анальным», а по Эриксону «ранним возрастом», когда у ребенка формируется автономия.
Тогда как чувство вины появляется на следующем этапе развития (от трех до шести лет), на «эдипальном» периоде, который у Эриксона называется «дошкольным периодом», когда у ребенка формируется инициативность.
Чувство вины появляется, когда ребенок начинает осваивать моральные нормы, начинает осознавать, что кроме него и мамы есть другие люди, потребности которых так же важны, как и его, когда он начинает понимать, что ему нужно сдерживать свои агрессивные и сексуальные влечения, чтобы не обижать других людей.
Травматизация при токсичном стыде гораздо глубже, чем при чувстве вины, т.к. стыд затрагивает всю нашу личность, а вина – только про действия. Терапия чувства вины – это обычно проще и быстрее, чем терапия стыда.
Для возникновения чувства стыда обязательно нужны свидетели:
- Либо реальные свидетели, которые есть в настоящем,
- Либо реальные свидетели, которые когда-то стыдили или просто были свидетелями нашего «позора» в прошлом,
- Либо предполагаемые свидетели.
Есть свидетелей нет, а чувство стыда есть – то мы, скорее всего, испытаем вину, а не стыд.
Для появления у нас чувства вины свидетели не нужны. Мы можем знать, что мы причинили кому-то ущерб и испытывать за это чувство вины, «угрызения совести» даже, если про это никто не знает, и никто не являлся свидетелем этого нашего действия или бездействия.
Но стыда не возникнет, если у нашего «неправильного» поведения не было реальных или предполагаемых свидетелей. Есть даже такое выражение – «стыдно, когда видно». И оно очень хорошо описывает различие между стыдом и виной. Стыдно – только если «видно». А чувство вины возникает даже, если «не видно».
Одна из причин путаницы между чувством стыда и чувством вины в том, что часто мы испытываем одновременно оба эти чувства. И нередко бывает, что одно из этих чувств у нас перетекает в другое. Сначала мы испытываем вину за совершенное действие, а затем мы можем уходить в самобичевание, в результате которого начинаем испытывать уже стыд.
И если подытожить, то чувство вины – про то, что мы причинили кому-то реальный или фантазийный (нам так кажется в нашей голове) ущерб.
А стыд – про то мы, как личности, не соответствуем тому, какими мы должны быть, что мы хотим быть какими-то другими, не такими, какие мы есть.
Чувство вины – это мы поступили плохо, причинили кому-то вред. А стыд – это мы сами плохие.
__________________________
В следующих статьях я продолжу исследовать тему стыда и способов его проработки. Если проблема чувства стыда для вас актуальна, то подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить мои следующие статьи.
__________________________
Статья "Стыд как регулятор социальных отношений"
Статья "Стыд как останавливающая эмоция"
Статья "Стыд как несоответствие «идеалу Я»"
Статья "Стыд как вторичное чувство"
Статья "Потребности при стыде"
Статья "Зачем нужно чувство стыда? Что хорошего и что плохого в стыде?"