Найти тему
Юрий Кот

Люди борются с храмами как со злейшим врагом. Не ведают, что творят

В первой половине 20 века в России было уничтожено немало выдающихся архитектурных произведений. Одним из них была церковь Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся на Сенной площади в Петербурге. В народе она больше известна под названием Спас на Сенной.

Сенная площадь всегда была людным местом. В 1743 году купцы обратились с ходатайством о строительстве храма, и в 1753 году оно началось. Средства на строительство выделил Савва Яковлевич Яковлев (Собакин), купец, один из богатейших горожан XVIII века. Архитектором храма считался Бартоломео Растрелли, хотя некоторые исследователи считают, что проект разрабатывал Андрей Квасов при участии Растрелли. Через 9 лет основные строительные работы завершились, однако храм достраивался и преобразовывался на протяжении XVIII — XIX вв. Гордостью храма стали позолоченный иконостас и серебряный престол.

-2

Эта церковь всегда была полна прихожан. При церкви находилось приходское духовное училище. Здесь всегда находили приют обездоленные и сироты, а в 1873 году было учреждено Благотворительное общество помощи бедным прихожанам.

После революции храм подвергался неоднократным разграблениям, а в 1938 году был закрыт. Простоял он до 1961 года… Основная инициатива по сносу храма исходила от главного архитектора северной столицы. В Москве не одобрили эту инициативу: взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 года, но за сутки до взрыва пришло письмо Е. А. Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и отправили нарочным в управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в Главное архитектурное управление в субботу 1 февраля, в нерабочий день… Храм взорвали, на его месте разместили павильон входа в метро, город в очередной раз лишился драгоценности.

-3

По мнению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, «потеря этого храма стала одной из самых тяжёлых архитектурных трагедий Петербурга. Значимость Спаса на Сенной в масштабах города можно продемонстрировать лишь тем фактом, что этот храм определил название целой части Петербурга — Спасская. Уничтожение церкви нанесло непоправимый ущерб не только Сенной площади, но и градостроительной структуре Петербурга в целом — оказался разрушенным один из его главных ансамблей, нарушена архитектурно-пространственная композиция Садовой улицы и её архитектурной доминанты».

-4

Сегодня Сенная площадь – это тоже торговое место: киоски, ларьки…

С 1990-х годов периодически ведутся обсуждения о восстановлении храма.

Безусловно, прекрасная инициатива, которую не только стоит поддержать, но и принять участие, но каждый раз, когда в соцсетях размещается информация о восстановлении храма, начинает твориться что-то невообразимое. Всякого рода офисные клерки, блоггеры, сине- и зеленоволосые феминистки и прочие домохозяйки как по команде налетают и поднимают визг и лай, их невероятно трясёт даже от мысли о появлении храма.

-5

«Ну зачем все это?! На операции детям собираем с нищих людей, а тут ставить такое здание за бешеные деньги, чтобы что?!»

-6

«Попам всё мало(( ни больниц ни школ(( ребенка в сад не устроить(( зато церкви на каждом шагу».

-7

Сотни озлобленных комментариев.

Вспоминаю битву за храм в Екатеринбурге. Целое противостояние развернулось между сторонниками и противниками строительства храма. Возведение собора должно было начаться на вполне законных основаниях…Поставить собор на площади Труда, где, собственно, он и находился до 1930 года. После начавшихся митингов протеста епархия отступилась от своих планов.

-8

В дореволюционном Екатеринбурге православные церкви, мечети, синагоги строились с таким расчётом шаговой доступности, так же, как рынки, общественные бани и крупные магазины. Всё для удобства человека…

Но сегодня некоторым представителям общества это категорически не нужно. А вывод тот же, не раз уже озвученный: борьба добра со злом не иллюзорная, а самая что ни на есть реальная. И внешне, и внутри каждого из нас. А военные действия, мобилизация служат для переосмысления самых важных процессов. Необыкновенное чувство испытываешь, когда заходишь в храм с богатой историей – намоленный, повидавший разное: войны, эпидемии, венчания на царство… И даже новый храм, возведенный на месте разрушенного, впитает в себя историю и весь молитвенный опыт прошлого. А нам пора исправлять ошибки прошлого, чтобы было где помолиться о будущем.