(Начало второй части книги "Как отчаянно хочется жить!")
Были в жизни моих родителей два эпизода, которые могли стать трагедией, если бы оба раза не произошло чудо. Не хочется с драмы начинать вторую часть книги, но по хронологии это должно идти впереди моих воспоминаний – это то, чего я сама знать еще не могу, но помню по рассказам и мамы, и, в основном, отца.
Первый эпизод – гибель в Карском море парохода «Марина Раскова». 12 августа 1944 года немецкие подлодки атаковали и потопили пароход с полярниками. Судно было огромным по меркам того времени – 120 метров в длину, его потом называли советским «Титаником». Корабль должен был доставить на полярные станции продовольствие, топливо, материалы и рабочих-сменщиков вместе с их семьями – женами и детьми…
Родители мои плыли из Архангельска на Новую Землю не на «Марине Расковой», а на одном из катеров – тральщиков, которые сопровождали пароход в качестве конвоя. Они были кадровыми офицерами и, хотя возвращались к месту службы из небольшого отпуска, но отец попутно выполнял на тральщике и какое-то задание. Об этой трагедии в свое время много писали, но мне отец рассказал очень мало: только то, что видел сам, что лично пережил тогда.
– Мы с Дорочкой стояли на палубе, так как у нее разыгралась морская болезнь, сильно тошнило. Да и нервотрепка была весь день: с соседних кораблей сообщали, что проходим минные поля. Чтобы успокоиться, я смотрел на волны. И вдруг… за бортом четко обозначился перископ подводной лодки! А нас на берегу уверяли, что немцы сюда не заплывают. Но вот он, факт!
Что делать? Бежать и сообщить командиру судна? Не успею. Если подлодка выстрелит торпедой, то жить остается считанные минуты. Обнял я жену за плечи и говорю: «Дорусенька, давай прощаться!»
Прощаться… А ведь только недавно поженились, командировка в Архангельск была вместо свадебного путешествия. Она не поняла, подумала, что я собрался уйти спать в каюту. И я тут же решил, что объяснять не стоит. Обнял ее еще крепче, прижал к себе и думаю: только бы быстрее все произошло, только бы она меньше мучилась… О своей жизни мысли не было, только горечь от того, что ничего не смогу сделать для любимой. И очень сильный страх за нее!
Но страшные секунды, а потом и пара минут, прошли, с тральщиком ничего не случилось. Отец сообразил, что подлодка подошла слишком близко и сама бы пострадала в случае удара. Но залп вскоре прозвучал – торпеда попала в соседний тральщик.
Тут уже и мама моя поняла, что происходит, и они вместе с отцом метались по палубе, с ужасом наблюдая, как люди пытаются спастись на шлюпках или плоту. Среди тонущих были их хорошие знакомые, сослуживцы по аэродрому на Новой Земле. Кого-то тральщик подобрал, но не всех...
Когда отец мне рассказывал об этой трагедии, то название основного судна – «Марина Раскова» – я пропускала "мимо ушей", так так как мне это ни о чем не говорило. Только через много лет поняла, свидетелями какого происшествия стали мои родители, но расспросить обо всем более подробно было уже некого…
Я сама отыскала в интернете сведения и выяснила вот что. Эскортных тральщиков было три: ТЩ-114, 116 и 118. Они имели самые современные по тому времени гидроакустические средства обнаружения подводных лодок и противолодочное оружие и улавливали приближение торпеды с расстояния 12-15 кабельтовых. Но в Карском море тем летом начала орудовать немецкая ударная группа «Грайф» – шесть подводных лодок, которые стреляли бесшумными торпедами с расстояния в 25-30 кабельтовых! Об этом никто не знал, приборы тральщиков молчали.
Когда «Марина Раскова» была торпедирована первый раз, ее экипаж решил, что судно попало на мину. Больше 200 человек, из которых 136 – женщины и дети, посадили в шлюпки и переправили на один из тральщиков. Казалось, люди избежали страшной гибели. Но потом взрыв прозвучал и на самом тральщике, за ним и на втором. Какой-то из этих моментов торпедирования и наблюдал мой отец.
Конвойному судну, на котором находились они с мамой, единственному удалось уйти и увезти спасенных с «Марины Расковой» пассажиров. Капитан тральщика вовремя осознал, что это не мины! Суда атакованы торпедами, и есть только один шанс спасти людей – поскорее покинуть место боя. На тральщике ТЩ-116 спаслись 186 пассажиров парохода и собственный экипаж, в том числе мои родители. «Марину Раскову» и всех, кто еще на ней оставался, немцы добили потом контрольным выстрелом, но ТЩ-116 был в это время уже далеко, отец этого видеть не мог.
У второго эпизода, когда чудом не произошла трагедия, совсем другой масштаб. Это уже чисто семейная история. Случилась она через шесть лет в Архангельске, где я не только родилась, но и выжила в ситуации, когда это казалось невозможным! Воспоминание это не об отце, но то, что произошло, его тоже затронуло сильно. Он говорил потом, что тогда второй раз, как и в Карском море, понял, что значит настоящий страх…
Но историю эту я оставляю на завтра.
(Продолжение следует)