Обезжиренные, вымытые и высушенные детали подвергаются контролю для определения технического состояния и последующей сортировки – «годные ремонту», «подлежащие ремонту», «негодные».
Контроль и сортировка деталей проводится в соответствии с техническими требованиям на дефектацию и ремонт.
технические условия на дефектацию и ремонт должны содержать:
- Перечень неисправностей и способы выявления.
- Признаки неисправностей.
- Размеры, параметры и техническое состояние, с которыми эти детали могут быть допущены к эксплуатации, ремонтироваться или выбраковываться.
- Способы устранения дефектов.
- Чертежи и эскизы деталей.
- Средства контроля.
Результаты контроля формируются в виде таблицы приведённые выше.
Дефектацию деталей выполняют:
- Наружный осмотр, выявляя внешние дефекты (трещины, пробои, раковины) – используют увеличительную лупу.
- Обнаружение скрытых дефектов (нарушение герметичности, внутренние трещины) – используя специальные приборы.
- Результаты дефектоскопии заносят в дефектовочный лист и помечают определённым цветом: красные – негодные, зелёный – годные, годные после ремонта – белым.
Крупные детали, подлежащие ремонту (БУ, ГБЦ, КПП), отправляются сразу на ремонт, а промежуточные - на промежуточный склад.
Контроль типовых деталей:
- Отверстие
Обычно изнашиваются неравномерно, поэтому контроль производится в 3 сечениях. После этого указывается максимальное и минимальное, среднее сечение цилиндра.
- Шейки коленвала
Измеряется в 2 плоскостях на расстоянии 10 - 15 мм от гантелей.
- Контроль зубьев зубчатых колёс
Проводится в основном по толщине зуба с помощью зубомера, шаблона, штангенциркулем. Так же измеряется шаговый размер – расстояние между 3 - 4 зубами.
- Контроль шариковых подшипников
Заключается в проверки на шум и лёгкость вращения + линейные размеры.
- Контроль шлицов
Проводят путём замера толщины шлица, погнутости вала (индикатором часового типа).
Методы контроля для скрытых дефектов.
- Применяют для обнаружения трещин в блоке цилиндров и гбц. Опрессовку проводят на универсальном и специальных стендах. Для этого все отверстия закрывают крышками, пробками и закачивается вода. Испытание проводится 5 минут, отсутствие потери давления и течи, соответственно, деталь герметичная.
- Пневматический метод применяется для шин, топливных баков, радиаторов и других деталей. Они наполняется воздухом, погружается в воду – отсутствие утечек – герметично.
- Магнитный метод предназначен для определения повреждённых дефектов, трещин для деталей из ферромагнитных деталей. Он основан на появлении рассеивания магнитного поля в местах дефектов. В качестве материала используют ферромагнитный порошок.
- Люминесцентный способ
На поверхность детали наносят флоресцентную жидкость. В ней находится бензин, керосин, трансформаторное масло. После 15 минут детали промывают холодной водой. Далее, на деталь светят ультрафиолетовой лампой, в результате все микротрещины проявляются. Глубина зависит от 0,1 глубины свечения.
- Ультразвуковой метод
Ультразвуковой метод применяется для обнаружения внутренних дефектов не выходящие на поверхность детали. Он основан на способности ультразвуковых колебаний отталкиваться от поверхности соприкосновения 2 сред (металл + воздух). Ультразвуковой сигнал поддаётся пучком на деталь, сигнал преобразуется в электрический сигнал и показывает отклонение на стрелке.
- Рентгеновский метод
Мойка деталей
На качество и производительность очистки деталей влияет:
- Состав, концентрация и температура моющего раствора;
- Время воздействия давления, угол наклона струи;
- Расстояние и форма струи от очищенной поверхности.
При капитальном ремонте применяется моющее оборудование, занимающее около 10% площади производства.
Выделяют 4 вида мойки: мониторная, струйная, погружная и комбинированная.
Моторную мойку применяют для наружной мойки, а остальные на всех стадиях мойки.
Для промывки масляных каналов, очистки деталей песком, дробью, мраморной крошкой, очисткой подшипников и других деталей используют струйные машины.
Наружная мойка
выполняется на специальных площадках со струйными, щеточными и комбинированными мойками. Мойка деталей производится струйным и погружным способом. Погружные машины имеют погружную камеру, 2 насоса, барботажную установку, маслоотделитель и вытяжку. Температура раствора - 90°.
Для очистки топливной и гидравлической аппаратуры используют ультразвуковую мойку.